Поучение преподобного Никодима Святогорца о величии Божественной Евхаристии.
Преподобный Никодим Святогорец
Задумайся над одним даром, драгоценность которого становится видна, когда в тебе соединяются три вещи: сознание величия дара, любовь к Тому, Кто тебе его подает, и сознание пользы, которую он приносит. Эти-то три чудные вещи и выявляют дар, подаваемый в Таинстве Божественной Евхаристии. Задумайся о величии этого дара.
Бог, сотворив мир, даровал нам очень многое. Во-первых, Он даровал нам нас самих, приведя нас из небытия для того, чтобы мы существовали сотворенными по Его образу и подобию. Он даровал нам Свои бесчисленные творения, небесные и земные – не только невещественные и духовные, но также и материальные – для того, чтобы мы заботились о них. Он сотворил для нас небо, землю и все, что только в них есть. А еще более великим даром стало Боговоплощение, в котором Бог Слово соединился с человеческой природой для того, чтобы человека сделать богом по благодати.
Из всех возможных даров остался только один, но и его Господь даровал человеку в Божественной Евхаристии. В ней Он всем людям дает вкушать Свое пресвятое Тело и драгоценную Кровь, чтобы душа каждого человека стала обоженной, и в этом – богатство и благо для нас. Вот что говорит об этом Таинстве преп. Иоанн Дамаскин: «Таинство это называется «Принятием» потому, что через него мы принимаем в себя Само Божество; «Общением» – потому, что через него мы приходим в общение со Христом и делаемся причастными как Его плоти, так и Его Божеству».
Если же сказать коротко, это Таинство является образом всего Домостроительства во плоти. Оно содержит в себе и Рождение Господа, и жизнь Его среди людей, Его страдания и смерть, схождение во ад, Воскресение, Вознесение, Его седение одесную Отца и второе Пришествие. Все это вспоминается в Божественных Литургиях святых Василия Великого и Иоанна Златоуста. А также в них говорится о тех блаженных людях, которые, соединяясь со Христом в Божественной Евхаристии, получат вечные блага. Вот что говорит об этом архиеписк
... Читать дальше »
Преподобный Макарий Великий. О совершенстве духовном.
Преподобный Макарий Великий
1. По благодати и Божественному дару Духа каждый из нас приобретает спасение; верою же и любовию, при усилии свободного произволения, может достигнуть совершенной меры добродетели, чтобы, сколько по благодати, столько и по правде, наследовать жизнь вечную, как сподобляясь полного преуспеяния не одною Божественною силою и благодатью без привнесения собственных трудов, так опять достигая в совершенной мере свободы и чистоты не одною своею рачительностию и силою без содействия свыше Божией руки; потому что «аще не Господь созиждет дом и сохранит град, всуе бде стрегий», а равно всуе – трудящийся и зиждущий (Пс. 126, 1).
2. /Вопрос/. Что такое воля Божия, к познанию которой восходить Апостол призывает и убеждает каждого из нас (Рим. 12, 2)?
/Ответ/. Совершенное очищение от греха, освобождение от постыдных страстей и приобретение самой высокой добродетели, то есть, очищение и освящение сердца, с несомненностию совершаемое причастием совершенного и Божия Духа. Ибо сказано: «блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8); и: «будите и вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть» (Мф.5:48). И еще сказано: «буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся» (Пс. 118, 80); и еще: «тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя» (Пс.118:6). И еще вопрошающему: «кто взыдет на гору Господню?» – дан ответ: «неповинен рукама и чист сердцем» (Пс. 23, 3–4), и сим означается совершенное истребление греха и делом и мыслию.
3. Дух Святый, зная, как трудно избавиться от страстей неявных и тайных, и что они как бы укоренены в душе, показывает чрез Давида, как должно совершаться очищение от оных. Ибо сказано: «от тайных моих очисти мя» (Пс. 18, 13), то есть с помощью многих молений, веры и совершенного устремления к Богу, при содействии Духа, может быть совершено сие нами; если
... Читать дальше »
На вопросы об ангелах и бесах отвечает священник Константин Пархоменко (г. Санкт-Петербург), сотрудник радиостанции «Град Петров», автор книг и статей, знакомящих читателя с основами православной веры.
Мы можем описать, исследовать то, что доступно органам чувств. Физический мир, окружающий нас, мы можем препарировать, «взять анализы» и прочее. Но область мира духовного таинственна и практически сокрыта от нас. Лишь на уровне личного духовного опыта мы можем постичь этот мир. Но наш опыт, опыт посредственных, малодуховных людей, — плохой ориентир в этом деле. Поэтому за основу мы берём опыт высочайших подвижников духа, рыцарей веры. Это святые нашей Церкви. Примечательно, что их опыт практически одинаков. А значит, можно что-то конкретно сказать о мире духов!
Известно ли, сколько существует невидимых духов?
Ангелы — это духовные свободные существа, созданные Богом до творения видимого мира. Ангелов, так же как и демонов, неисчислимое множество. Древний библейский герой, Иаков, увидев сонмы Ангелов, воскликнул: это ополчение (то есть огромное войско) Божие. А в книге пророка Даниила сказано ещё конкретней: Богу предстоят тысячи тысяч и тьмы тем... (т. е. речь идёт о миллионах Ангелов). Их во много раз больше, чем людей.
Священное Писание совершенно конкретно указывает, что Ангелы находятся не в равном положении, но между ними есть бо́льшие и меньшие.
В Библии мы находим упоминания нескольких различных чинов ангельских существ.
А почему Бог создал разных Ангелов?
Мы можем только предполагать об этом. Мы знаем, как поразительно разнообразен наш природный мир. Святи
... Читать дальше »
«Аще не обратитеся и не будете яко дети, не внидите в Царство Небесное», – сказано Господом, и многим на первый взгляд это кажется легким для исполнения. Но лишь редкие избранники Божии, и среди них Василиск Сибирский, достигли своим подвигом и непрестанной Иисусовой молитвой духовного младенчества – полного незлобия, совершенного отсутствия возношения, глубокого сознания своей немощи и нужды в ежеминутном заступлении Божием. Путь преподобного Василиска к этой вершине лежал через тяжкие скорби и искушения. Пустынник Василиск (в миру Василий) родился в середине XVIII века в семье крестьянина деревни Иваниш Калязинского уезда Тверской губернии. Его родители, Гавриил и Стефанида, детей своих, троих сыновей, воспитывали в страхе Божием. Отрок Василий с детства познал труд и нужду: просил милостыню, затем некоторое время был пастушком. С малых лет его отличали простота сердца, любовь к Богу и смиренный нрав. Не смея перечить отцу, Василий вступил в брак, но вскоре с согласия жены оставил семью и начал проводить монашеский образ жизни сначала в миру, а затем в различных монастырях. Некоторое время жил он отшельником в лесах Чувашии. Василий стремился постоянно пребывать в молитве, не давал послабления своей
... Читать дальше »
Чудо святого Апостола Андрея Первозванного на Кипре
Когда-то на Кипре жила одна женщина, звали её Христаллý. Не было у нее никого на всём свете, кроме одного-единственного сына. Красивый, жизнерадостный ребёнок, да и ума не занимать: в школе учился охотно, хорошо.
Только вот заприметили турки, что её сын — молодец хоть куда, и увезли его. Ни слуху, ни духу. Плачет бедная мать день и ночь, убивается:
- Сыночек, сыночек мой, где же ты? Апостол Андрей, помоги мне…
Ночью является ей Апостол Андрей и спрашивает:
- Что ты плачешь, душа моя?
- Украли моего сына и не знаю я, что с ним. Убили? А может быть жив? Что с ним сделали турки?
- Не горюй, — отвечает Апостол. — С ним всё хорошо. Через десять лет от сегодняшнего дня пойди в мой монастырь на краю Кипра в Карпáсии и найдешь его там.
Утешилась горемычная словами Апостола, перестала плакать. Прошел один год, за ним другой… а, наконец, и все десять. Пошла Христаллý в монастырь св. Апостола Андрея, что на самом краю Кипра. Взяла с собою просфоры и другие приношения, которые приготовила к празднику. Помогла зажечь в церкви лампады, отслужила молебен, отстояла всенощную и вышла на улицу. Там было много незнакомых людей, которые толпою стекались на праздник. К пристани причалил турецкий корабль, на берег вышли матросы и офицеры. Больше всех привлек её внимание один молодой офицер: красавец, военная выправка, глаза горят. Подошли офицеры к храму. Глянул на неё этот офицер, и что-то в сердце у него дрогнуло. «Да ведь и я родом откуда-то из этих краёв… А вон женщина стоит возле храма — такой могла бы быть сейчас моя мать».
- Здравствуйте, госпожа. Вы откуда будете?
- Украли моего сына турки и увезли… Много я слез пролила, не зная, жив ли он, или умер… Но святой Апостол Андрей сказал мне, что я найду его здесь, десять лет спустя… и вот я пришла…
- Как же вы его узнаете? Столько лет в разлуке…
- Думаю, что узнаю, мне поможет Апостол Андрей.
- Нет ли у него какой особой приметы? — спрашивает офицер.
- Когда он был совсем ещё маленький, то играл возле печки, и оттуда выпал ему на ногу горячий уголь. Ожог был значительный, и в том месте остался довольно большой шрам.
- Есть и у меня такой шрам, — говорит офицер и задирает штанину.
Что было дальше — не передать… Объятия, слёзы… ... Читать дальше »
Жизнь без чуда. Мысли в день памяти святой великомученицы Параскевы.
В житии святой великомученицы Параскевы есть детали, над которыми стоит поразмыслить. С теми или иными подробностями во всех рассказах о страданиях святой говорится, что великомученица несколько раз была обречена на верную смерть от нанесенных ей жестоких ран. Однако каждый раз Господь чудесным образом исцелял ее, и она представала перед мучителями совершенно здоровой. При этом явное чудо никак не вразумляло жестоких гонителей, а наоборот, еще больше распаляло их ненависть. И языческие жрецы требовали единственного – умертвить «волшебницу», разрушившую их идолов.
Эта история, уходящая корнями в далекий ІІІ век, всё же и для жизни современных христиан остается актуальной. Речь идет не о гонениях, но о другом факте из жизни великомученицы Параскевы. И сегодня вопрос о соотношении веры и чуда остается открытым. Ведь на самом деле, очень трудно христианину отказаться от права на чудо по вере в своей жизни. Кого-то требовать у Бога сверхъестественного вмешательства побуждают обстоятельства: тяжелая болезнь, бедствие. Кто-то же, руководимый благими целями защиты веры, ищет неопровержимых доказательств истинности Православия: почему Бог не может Своим явным вмешательством раз и навсегда разрешить вопрос об истинной вере?
Мы слишком часто обращаемся к Богу с просьбой вмешаться в нашу жизнь. И это обращение не бывает пустым, оно всегда исполнено такой силы искренних ожиданий, что пережить молчание Бога удается не всем. А ведь Господь, и в самом деле, далеко не всегда отвечает на ожидания чуда.
Встреча с чудом далеко не всегда оканчивается торжеством веры
Чтобы понять, почему так происходит, стоит вспомнить мучителей, некогда стоявших перед святой великомученицей Параскевой. Орудия пыток еще не успели очистить от крови верной последовательницы Христа, а она смиренно, но с чувством особого достоинства предстояла перед судьями совершенно невредимой. Уставшие от истязаний палачи только и могли, что с вопрошающим недоумением смотреть на властителей, жаждущих лицезреть мучительную сме
... Читать дальше »
Там, где подвизалась преподобная Пелагия. Записки паломника.
Преподобная Пелагия Антиохийская, Елеонская. Современная икона. Подарена о. Иоакиму иконописцами Донецкой епархии
В пещере преподобной Пелагии
Греческий архимандрит Иоаким (Cтрогилу) надел свою епитрахиль, затем в центре потемневшего от времени каменного саркофага установил старый деревянный крест, инкрустированный драгоценными камнями, в гранях которых отражаются плавающие блики лампады. У креста и по периметру саркофага насыпаны бело-кремовые лепестки октябрьских роз, принесенные монахинями Вознесенкого монастыря на Елеоне. В окропленной святой водой пещере горят свечи, дымится кадило и пахнет ладаном. Архимандриту Иоакиму, ежегодно совершающему здесь молебен преподобной Пелагии, помогает русский инок Поликарп, недавно поселившийся на Масличной горе. Он с полуслова понимает своего старшего наставника, который и постриг его в монахи четыре года назад.
В просторную, почти квадратной формы пещеру, стены и потолок которой мусульмане выложили камнем, ведут крутые ступени. В ней собралось совсем немного молящихся: русские и греческие инокини, странники из Сербии и Румынии, случайные паломники. В обычные дни служители мечети взимают плату с каждого паломника за посещение пещеры – один доллар. Но раз в году – 21 октября, в день памяти преподобной Пелагии Антиохийской, называемой еще Елеонской и Палестинской, – мусульмане арабской деревни Аттур («Святая гора»), расположенной на самой вершине Масличной горы, позволяют православным христианам бесплатно спуститься в древнюю пещеру – место монашеских подвигов и вечного упокоения святой.
Пещера принадлежит мусульманам и находится на территории мечети, под сводами одного из одноэтажных зданий, примыкающих к мечети. Расположенную в полуовальной нише у южной стены гробницу мусульмане покрыли длинным зеленым покрывалом и такого цвета же ковриком. Пещера издавна почитается не только христианами, но и иудеями и мусульманами, причем иудеи считают, что пещера является местом погребения пророчицы Хульды (VII в.), а арабы приписывают ее мусульманской святой Реабе Аладия, жившей в ней
... Читать дальше »
1 октября празднуется память Оптинского старца преподобного Илариона.
Преподобный Иларион (в миру Родион Никитич Пономарев) родился в селе Ключи Воронежской губернии в семье известного в округе портного Никиты Филимоновича Пономарева и его супруги Евфимии Никифоровны и был третьим из четверых сыновей.
Мальчик рос тихим и молчаливым, уже с детства чувствовал в себе стремление к иноческой жизни. Первое близкое знакомство с монашеством состоялось у него в 13 и 17 лет – во время паломничества с матерью к святыням Киево-Печерской лавры.
Юноша старательно обучался портновскому ремеслу в доме своего отца, решив, что в монастыре эта профессия ему как раз и пригодится. Когда Родиону исполнилось 24 года, семья переехала на жительство в Саратов. Молодой человек руководил здесь целой артелью портных.
С юных лет воспитанный в страхе Божием, строго соблюдавший уставы Православной Церкви, он завел, что в воскресные и праздничные дни вся артель непременно бывала на всенощной и Литургии. Кроме того при помощи знакомого диакона Родион Никитич обучал своих рабочих церковному пению, и за работой они вместо светских песен пели песни духовные. В те времена в Саратове жило много сектантов и раскольников, и Родион Пономарев стал одним из самых ревностных и деятельных миссионеров.
Позднее, в Оптиной Пустыни, старец вспоминал: «Хотя мы и богоугодно старались жить и, казалось, будто и делами благочестивыми занимались, но чувствовалось мне, что мы все еще не так живем, как бы следовало, что монахи лучше нас живут».
Иноческая жизнь уже в ранней юности привлекала Родиона Никитича, а теперь, 33 лет от роду, он серьезно задумался об исполнении своего желания. В течение девяти месяцев паломничал по монастырям Сарова, Суздаля, Ростова Великого, Белозерска, Тихвина, побывал на Соловках, в Почаеве, на Валааме, в Глинской и Площанской пустынях. Приехав в Оптину, познакомился со старцами Львом и Макарием, беседовал с ними, после чего принял твердое решение остаться в Оптиной навсегда.
Вернувшись в Саратов и управившись со всеми мирскими делами, Родион Никитич вскоре отправился в Оптину
... Читать дальше »
Блаженная Параскева Ивановна, в миру Ирина, родилась в конце XVIII столетия в селе Никольском Спасского уезда Тамбовской губернии. Родители ее, Иван и Дария, были крепостными крестьянами господ Булыгиных. Когда Ирине минуло семнадцать лет, господа выдали ее замуж за крестьянина Феодора. Безропотно покорясь родительской и барской воле, Ирина стала примерной женой и хозяйкой, и семья мужа полюбила ее за кроткий нрав и трудолюбие, за то, что она любила церковные службы, усердно молилась, избегала гостей и общества и не выходила на деревенские игры. Они прожили с мужем в согласии пятнадцать лет, но Господь не благословил их детьми.
По прошествии этого времени помещики Булыгины продали Феодора и Ирину помещикам- немцам Шмидтам в село Суркот. Через пять лет после переселения муж Ирины заболел чахоткой и умер. Впоследствии, когда блаженную спрашивали, какой у нее был муж, она отвечала: «Да такой же глупенький, как и я».
После смерти мужа Шмидты взяли Ирину в кухарки и экономки. Несколько раз они хотели вторично выдать ее замуж, но Ирина решительно отказывалась: «Хоть убейте меня, а замуж больше не пойду!» Так ее и оставили.
Через полтора года стряслась беда: в господском доме обнаружилась пропажа двух кусков холста. Прислуга оклеветала Ирину, заявив, что их украла она. Когда приехал становой пристав с солдатами, помещики уговорили «наказать» Ирину. Солдаты по приказанию пристава жестоко истязали ее, пробили голову, порвали уши. Но Ирина и во время истязаний продолжала говорить, что не брала холстов. Тогда Шмидты призвали местную гадалку, которая сказала, что холсты украла женщина по имени Ирина, но только не эта, и лежат они в реке. Начали искать и действительно нашли их там, где указала гадалка.
После перенесенных пыток Ирина была не в силах жить у господ-нехристей и, уйдя от них, пошла в Киев на богомолье.
Киевские святыни, встреча со старцами совершенно изменили ее внутреннее состояние: теперь она знала, для чего и как жить. Она желала сейчас, чтобы в ее сердце жил только Бог — единственный любящий всех милосердный Христос, Раздаятель всяческих благ. Несправедливо наказанная, Ирина с особенной глубиной почувствовала неизреченную глубину страданий Христовых и Его милосердие.
Помещик тем
... Читать дальше »