Если на одном конце деревни будут вешать, на другом конце не перестанут грешить, говоря: до нас еще не скоро дойдут.
Обещание без исполнения все равно, что хорошее дерево без плода.
Чужие дела не передавай.
Чужую рожь веять — свои глаза порошить.
Когда будешь кого осуждать, то скажи: «Лицемере! Изми первее бревно из очесе твоего!» Бревно в глазу это гордость. Фарисей имел все добродетели, но был горд, а мытарь имел смирение и был лучше.
На вопрос, заданный кем-то из толпы о том, сколько раз надо есть в день, батюшка ответил примером: «Спасался в пустыне один старец, и пришла ему в голову мысль: сколько раз надо есть в день? Встретил он однажды мальчика и спрашивает его об этом, как он думает. Мальчик ответил: »Ну, захочется есть, поешь». «А если еще захочется», — спросил старец. — «Ну так еще поешь», — сказал мальчик. «А если еще захочется», — спросил старец в третий раз. «Да разве ты осел?» — спросил в свою очередь старца мальчик. «Стало быть, — добавил о.Амвросий, — надо есть в день два раза».
Спросили у батюшки: «Что значит плач?» Батюшка ответил: «Плач значит сетование; не плач бывает от слез, а слезы от плача».
Надо всегда говорить правду, а не человекоугодничать. У нас был священник; я ему всегда правду говорил, когда придет ко мне. Ему это не нравилось. А когда уходил от нас, то сказал мне: «Ежели бы вы не говорили мне правду, то я не мог бы и жить здесь».
Надо быть ко всем почтительной. Будь ласкова, но не ласкательна. Поклонись да скорее проходи.
Три степени для спасения, как сказано у св.Иоанна Златоуста: а) не грешить, б) согрешивши, каяться, в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби.
Какое ныне настало время! Бывало, если кто искренно раскается во грехах, то уже и переменяет свою греховную жизнь на добрую; а теперь часто бывает так: человек и расскажет на исповеди все свои грехи в подробности, а потом опять за свое принимается.
Батюшка рассказывал, что один человек все грешил и каялся... и так всю жизнь. Покаялся и умер. Злой дух пришел за его душой и говорит: «Он мой». А Господь говорит ему: «Если ты, будучи зол, принимал его опять после того, как он мне каялся, то как же Мне не принимать его после покаяния. Ты забываешь, что ты зол, а Я — благ».
Искреннее покаяние и смирение, по слову св.Лествичника, исцеляет и неудобоврачуемые язвы душевные.
Вопрос: «Что значит искренно исповедоваться?» Ответ: «Ничего не скрывать, говорить прямо, не округлять».
Один монах говорил: «Батюшка, у меня ноги болят, не могу поклонов класть, это меня мучает». О.Амвросий ему отвечал: «Помни слово Священного Писания: «Сыне, даждь Ми сердце», а не нози».
Спрашивали батюшку относительно поклонов в св. Пятидесятницу. Батюшка сказал, что в церкви поклонов класть не положено, а дома можно. Пятидесятница, пояснил батюшка, означает восстание, а поклоны — падение. Кто стоит твердо, пусть не кланяется, а кто шатается туда и сюда, тот пусть кланяется.
Некто говорил батюшке, что он затрудняется класть поклоны при исполнении правила. О.Амвросий ответил: «Не можешь поклоняться в землю, клади поясные поклоны; если и поясных не можешь класть, твори молитву Иисусову устами. Св.Пророк Давид сказал: «Хвала Его во устех моих». По немощи, по болезни это допускается».
Батюшка иногда объяснял стихи псалмов, например: «Аще не Господь сожиждет дом, всуе трудишася зиждущие», — это значит: если Господь не благословит что, то напрасно будут труды: «Всуе бде стрегий», и ничего не устрежет, напрасно рано будет вставать тот человек, не пойдут дела его без благословения Божия.
От того дремлешь в церкви и не слышишь службы, что помыслы бродят туда и сюда.
Если помысл будет говорить тебе: «Отчего ты этому человеку, который оскорбил тебя, того-то и того-то не сказала?» — То скажи своему помыслу: «Теперь поздно говорить, — опоздал».
Помыслы те надо говорить, которые беспокоят. Иной помысел целый день приражается, и ничего; а другой в раз оцарапает, — тот и нужно говорить.
Когда найдет день, что будто хорошо живешь — весело и спокойно, а вдруг сделается беспокойство, и помыслы начнут тебя смущать, тогда скажи себе: что ж ты теперь смущаешься? А помнишь, когда была спокойна?
Если приидут хульные помыслы и осуждающие других, то укоряй себя в гордости и не обращай на них никакого внимания.
Вопрос: «Что значит: «Повергни немощь свою пред Богом?» Ответ: «Когда нападут помыслы и не в силах бороться, тогда сказать: «Господи, Ты видишь немощь мою, а я не в силах бороться, помоги мне!»
О.Амвросий говорил: «Помыслы самомнения непременно надо открывать. У нас был один брат, у которого были эти помыслы, но он батюшке Макарию почему-то их не говорил. А кому-то из братии высказал, и тоже батюшке не сказал. Он вышел из монастыря и застрелился».
Один говорил батюшке: «Бывают помыслы, что вы, батюшка, мне доверяете». На это он ответил: «А я тебе притчу расскажу. Одного пустынника выбрали архиереем, он долго отказывался, но они настояли. Тогда он и подумал: я не знал, что я достоин, верно есть что-нибудь у меня хорошее. В это время явился ему ангел и говорит: «Рядниче (рядовой монах), что ты возносишься, там люди согрешили и им нужно наказание, вот оттого и выбрали, что хуже тебя не нашлось».
Человека постоянно смущают греховные помыслы; но если он не соизволяет им, то не бывает в них виновен.
Батюшка говорил часто: «Как ни тяжел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца, — и батюшка, показывая на сердце, прибавил, — древо при исходищах вод; воды (страсти) бурлят там».
«Вы жалуетесь на брань мысленную, — отвечал старец в одном из писем. — Хотя совершенно невозможно избежать этой брани ни в каком месте, но ее острота и сила притупляются при правильном образе жизни и удобном к тому месте».
Бывает крест мысленный, — смущают иногда человека греховные помыслы; но человек не бывает в них виновен, если не соизволяет им. И старец приводил пример: «Одна подвижница долгое время была обуреваемая нечистыми помыслами. Когда же явившийся ей Господь отогнал их от нее, она воззвала к Нему: «Где Ты был доселе, о сладкий мой Иисусе? — Господь ответил: «Был в твоем сердце». — Она сказала: «Как же это могло быть? Ведь сердце мое было исполнено нечистых помыслов». И сказал ей Господь: «Потому разумей, что Я был в твоем сердце, что ты никакого расположения не имела к нечистым мыслям, а более старалась избавиться от них, не имея возможности, болезновала о сем, — и этим уготовила Мое место в сердце твоем».
http://blagolubie.ru