|
|
Какие они, Ангелы?
На вопросы об ангелах и бесах отвечает священник Константин Пархоменко (г. Санкт-Петербург), сотрудник радиостанции «Град Петров», автор книг и статей, знакомящих читателя с основами православной веры.
Мы можем описать, исследовать то, что доступно органам чувств. Физический мир, окружающий нас, мы можем препарировать, «взять анализы» и прочее. Но область мира духовного таинственна и практически сокрыта от нас. Лишь на уровне личного духовного опыта мы можем постичь этот мир. Но наш опыт, опыт посредственных, малодуховных людей, — плохой ориентир в этом деле. Поэтому за основу мы берём опыт высочайших подвижников духа, рыцарей веры. Это святые нашей Церкви. Примечательно, что их опыт практически одинаков. А значит, можно что-то конкретно сказать о мире духов!
Известно ли, сколько существует невидимых духов?
Ангелы — это духовные свободные существа, созданные Богом до творения видимого мира. Ангелов, так же как и демонов, неисчислимое множество. Древний библейский герой, Иаков, увидев сонмы Ангелов, воскликнул: это ополчение (то есть огромное войско) Божие. А в книге пророка Даниила сказано ещё конкретней: Богу предстоят тысячи тысяч и тьмы тем... (т. е. речь идёт о миллионах Ангелов). Их во много раз больше, чем людей.
Священное Писание совершенно конкретно указывает, что Ангелы находятся не в равном положении, но между ними есть бо́льшие и меньшие.
В Библии мы находим упоминания нескольких различных чинов ангельских существ.
А почему Бог создал разных Ангелов?
Мы можем только предполагать об этом. Мы знаем, как поразительно разнообразен наш природный мир. Святитель Иоанн Златоуст писал, что изобилие видов животных, рыб, насекомых, растений и прочего в окружающем нас мире свидетельствует о изобилии благости Божией… В природном мире есть низшее — например, простейшие одноклеточные, и высшее — млекопитающие, а между этими полюсами — большое разнообразие видов, родов животных и живых существ. Примерно (очень и очень примерно) то же можно сказать и об Ангелах.
Нам хотелось бы думать, что высшие Ангелы — Херувимы, Серафимы — практически равны «простым» Ангелам, нашим Ангелам Хранителям. Но, возможно, между ними пролегает бездна. Однако тут мы углубляемся в тайну…
Напомню прекрасные слова святого Августина: «Что есть Престолы, Господства, Начальства и Власти в небесных обителях, непоколебимо верую, и что они различаются между собою, содержу несомненно; но каковы они и в чём именно различаются между собою, не знаю».
Откуда взялся сатана?
Открывая Библию, читаем: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою…»
Слово «бездна», в оригинале — техом (древнееврейское), напоминает нам о вавилонской богине Теомат, богине хаоса, богине океанской пучины. Библейский автор, намекая на Теомат (людям библейского времени этот намёк был понятен), хотел подчеркнуть, что с первых мгновений миротворения космосу противостоит неуправляемая разрушительная сила.
Так, уже на первой странице Библии мы знакомимся с сатаной. В дальнейшем он всегда незримо, но реально будет присутствовать в созданном Богом мире.
Однако то, что сатана существует уже при сотворении мира, доказывает, что он появился раньше мира. Это действительно так. Согласно древнему общецерковному Преданию, сатана — это один из сотворённых Богом Ангелов.
Сатана принадлежал к числу высших Ангелов. Священное Писание даже говорит, что это был самый больший, самый лучший Ангел!
И вот этот Ангел, прекрасно осознавая своё могущество, захотел стать ещё более могущественным и славным — как Бог! Он взбунтовался против Создателя, был побеждён, низвержен с Небес. Но не уничтожен. И вот теперь этот крайне злобный побеждённый дух, вместе с большим количеством выступивших на его стороне и ставших злыми ангелов — демонов, пытается навредить делу Божию. А главное дело Божие — спасение человека и мира. Значит, все силы сатаны брошены на то, чтобы помешать человеку жить правильно, богоугодно и достигать спасения.
Как появилось учение Православной Церкви о злых духах?
Это учение изъяснено святыми подвижниками нашей веры. В Библии о сатане написано чрезвычайно мало. Этот пункт учения только намечен. Мало теории, но много… практики. Практики встреч и борьбы с тёмными бесовскими силами.
Христос изгоняет бесов, можно сказать, что Он объявил всему бесовскому воинству войну не на жизнь, а на смерть. И такую же власть Он даёт и всем верующим: «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию!» (Лк. 10: 19).
И подвижники веры с самых первых времён существования Церкви убедились, что эта борьба с диаволом — не миф, не благочестивый оборот речи, но реальность. И что христианин действительно получает в Церкви силы для борьбы с бесами.
В противостоянии бесовским силам у Церкви явилось и знание об этих силах, и знание о душе человеческой, которая выходит на борьбу с лукавым.
Сталкиваются ли с бесами святые?
Эти встречи неминуемы, если мы приступаем к активной духовной жизни. Один мой прихожанин сказал: «Батюшка, что такое? Только начну молиться, поститься — заболеваю, ссорюсь с женой, начинаются неприятности на работе…» Всё это — типичные атаки демонов против новоначальных христиан.
На путях молитвы, аскезы и доброделания подвижники Церкви постоянно встречаются со странной, противостоящей им злой силой. Эту силу невозможно назвать случайностью, она не подходит под определение непознанного бессознательного. Как будто кто-то специально, активно злобно действует, нашёптывает дурные мысли, подталкивает к худым поступкам... Стоит начать жить настоящей духовной жизнью, и эта злая сила тут как тут. Она лезет изо всех щелей жизни как инфекция, как зараза, проникает в мысли и чувства. Невозможно её не заметить, проигнорировать, потому что это значит не увидеть, что кто-то активно мешает тебе в духовной жизни, кому-то такая жизнь неприятна.
Сначала бесы, конечно, скрываются. Один древний автор замечательно сказал, что вечная уловка сатаны — убедить людей в том, что его нет. С подвижниками, которые преуспели в подвиге и мистической жизни, сатана ведёт себя наглее. Он уже не скрывается и, бывает, вступает в контакт с подвижником совершенно открыто.
С теми молитвенниками, которые достигли высокой степени духовной жизни, демоны ведут себя откровенно злобно. Случается даже, что они набрасываются на подвижников веры, избивают их.
Стоит ли боятся бесов, демонов?
Конечно, нет. «Не следует их (бесов) бояться, ибо все их предприятия обращены в ничто благодатью Христовой», — говорит святитель Афанасий Александрийский. Но и забывать о том, что «диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5: 8), тоже не стоит.
Следует помнить, что христианская жизнь — это противостояние сатане, это битва с бесами и со всеми мыслями и чувствами, которые они хотят в нас посеять. И недооценивать противника не стоит.
Где живут Ангелы?
Священное Писание называет местом пребывания добрых Ангелов небо. Конечно, это духовное Небо. Никакая локализация, то есть определение точных координат их местопребывания, невозможна. Место их пребывания лежит вне категорий нашего тварного мира. Поэтому сказать, например, что Ангелы живут на отдалённых планетах, в глубинах Вселенной, было бы, по меньшей мере, наивно.
А где, в таком случае, живут демоны?
Ад как место обитания падших духов — иноприроден, как и Рай.
Библейские авторы считали, что Ангелы находятся на Небесах, за небесным сводом, там, где Трон Божий. Люди — естественно, на земле. Значит, бесы помещаются в пространстве между землёю и Небом, в поднебесье.
Духами злобы поднебесной называет демонов и апостол Павел.
Но такая теория, если понимать её буквально, вытекала из древней библейской космологии, согласно которой земля считалась плоской, а над ней простирался твёрдый небесный свод (твердь небесная).
Естественно, что искушающие человека бесы помещались древними авторами в пространство между землёю и небом. Несовременно?
Однако можно отнестись к священному свидетельству Библии и более вдумчиво. Если мы говорим, что местопребывание ангельских существ — духовное Небо, то вполне можно сказать, что пространство между землёю и духовным Небом действительно занимают бесы.
Так и пишут авторитетные авторы современного учебника по догматическому богословию: после отпадения от Бога «местопребыванием диавола сделалась та бездна, которая отделяет наш мир от мира святых Ангелов и обитателей Рая».
Хотя сейчас мы говорим о предметах, совершенно сокровенных и непостижимых для нас. Вспомним слова святителя Иоанна Златоуста: «Ты спрашиваешь, где ад, но к чему тебе знать это? Тебе следует знать, что ад существует, а не то, где он находится… По моему мнению, он где-то вне этого мира… Постараемся же узнать, не где он, а как его избежать». Посоветовал бы особенно обратить внимание на последнее предложение Златоуста.
Как выглядят Ангелы?
Они — бесплотные духи, и этим всё сказано. Но, являясь человеку, Ангелы принимают различный вид, обычно человеческий облик. Это может быть образ юноши или старца. Вспомним икону Благовещения Пресвятой Богородице. Ангел в виде златокудрого юноши с пламенеющими крыльями за плечами слетает к Деве. В его руках лилия — символ чистоты. Это традиционное изображение, хотя, например, святитель Афанасий Великий считал, что Ангел явился Марии в виде… старца.
Говоря о явлении Ангелов, заметим, что мы имеем не только свидетельства Священного Писания, но и обильные свидетельства Священного Предания Церкви. Попросту говоря, Ангелы являлись многим подвижникам нашей веры, и об этом есть многочисленные свидетельства.
Итак, чаще всего Ангел — это юноша в длинных одеждах, с крыльями за плечами, что символизирует быстроту его служения — исполнения воли Божией.
А могут Ангелы являться простым людям?
Святой Исаак Сирин говорит об известных ему людях, очистивших духовное зрение, так: «Поскольку они, оставив всё земное, возлюбили небесное и сделались подражателями Ангелов, то и сами Ангелы не скрывали от них лица своего и исполняли их всякое желание. По временам Ангелы являлись им, научая, как им надлежит жить; иногда объявляли им, что было непонятно; иногда и сами святые спрашивали их, что было нужно. Иногда, во время явной борьбы врага со святыми, Ангелы показывались им лично и говорили, что они посланы к ним на помощь, и производили в них отважность, бодрость и мужество, иногда совершали через них исцеления...».
Но все же будем помнить, что многие из этих откровений — не визуального характера, они из сферы духовного опыта подвижника.
Скажем, молящийся подвижник возносится душою до духовных сфер или у него открывается духовное зрение, то есть он видит невидимый мир, который как бы накладывается на наш мир. И вот тут он и встречается с небожителями, а не так, что Ангел со скрипом открывает дверь его кельи и бочком, бочком протискивается.
Можно ли общаться с Ангелами?
Несомненно. Церковь не просто говорит, что можно, она призывает нас общаться с небесными друзьями. Друзьями потому, что Ангелы для христиан — друзья, помощники и вдохновители в духовной жизни. Более того, они и наши защитники от бесовских нападок.
azbyka.ru /parkhomenko/
Сайт священника Константина ПАРХОМЕНКО
|
Просмотров: 338 |
Добавил: jnp
| Рейтинг: 0.0/0 |
| |