Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
19 (6) сентября — воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV) 21 (8) ноября — празднование собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Благочестно праздновать собор святых ангелов святая Церковь стала согласно преданию святых отцов после того, как отвергла древнее нечестивое почитание ангелов, установленное еретиками и идолопоклонниками. Еще в Ветхом Завете, когда люди, отступив от Бога, Создателя своего, стали приносить жертвы солнцу, луне, и звездам, — в то время люди поклонялись и приносили жертвы и ангелам, о чем так сказано в книге Царств: "кадили Ваалу, солнцу и лун и созвездиям, и всему воинству небесному" (4 Цар. 32, 5). Такое неправильное почитание ангелов было сильно распространено во времена святых апостолов, т.к. были некоторые еретики, которые учили творить поклонение ангелам такое же, как Самому Богу. Были и такие еретики, которые проповедывали, что ангелы — творцы всего видимого и, как бесплотные, выше и достойнее почитания Самого Христа. Архангела же Михаила называли богом евреев. Другие, предававшиеся волхвованию и обольщению людей, под именем ангелов призывали бесов и служили им, называя их ангелами. Когда же такое неправильное почитание ангелов было осуждено, то установилось правильное почитание их — как служителей Божиих и хранителей рода человеческого. Согласно Дионисию Ареопагиту, ученику апостола Павла, чинов ангельских насчитывается девять. Эти девять чинов ангельских разделяются на три иерархии — каждой по три чина — высшую, среднюю и низшую. Высшие чины — серафимы, херувимы и престолы. В средней иерархии заключаются: господства, силы и власти. В низшей иерархии также три чина: начала, архангелы и ангелы. Хотя по своему положению и по данной от Бога благодати все чины имеют разные наименования, однако имеют они общее название — ангелы. Служение же их различно и неодинаково, и каждый чин имеет свое собственное назначение, т.к. премудрый Создатель не всем в одинаковой степени открывает тайны Своего намерения, но от одних к другим, через высших просвещает низших, открываю им Свою волю, которую повелевает исполнять. Над всеми вышепоименованными девятью небесными чинами ангелов чиноначальником и вождем поставлен Богом святой архистратиг Михаил, как верный служитель Божий. Он во главе ангельского воинства свергнул в бездну, называемую адом, впавшего в гордостьи отступившего от Бога сатану и всех, за ним последовавших ангелов. Такое воинственное соединение святых ангелов, во главе с Архангелом Михаилом получило имя Собора ангельского, т.к. они вместе и единогласно славят Отца, и Сына, и Святого Духа, — Святую Троицу.