|
Преподобный Макарий Великий |
1. По благодати и Божественному дару Духа каждый из нас приобретает спасение; верою же и любовию, при усилии свободного произволения, может достигнуть совершенной меры добродетели, чтобы, сколько по благодати, столько и по правде, наследовать жизнь вечную, как сподобляясь полного преуспеяния не одною Божественною силою и благодатью без привнесения собственных трудов, так опять достигая в совершенной мере свободы и чистоты не одною своею рачительностию и силою без содействия свыше Божией руки; потому что «аще не Господь созиждет дом и сохранит град, всуе бде стрегий», а равно всуе – трудящийся и зиждущий (Пс. 126, 1).
2. /Вопрос/. Что такое воля Божия, к познанию которой восходить Апостол призывает и убеждает каждого из нас (Рим. 12, 2)?
/Ответ/. Совершенное очищение от греха, освобождение от постыдных страстей и приобретение самой высокой добродетели, то есть, очищение и освящение сердца, с несомненностию совершаемое причастием совершенного и Божия Духа. Ибо сказано: «блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8); и: «будите и вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть» (Мф.5:48). И еще сказано: «буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся» (Пс. 118, 80); и еще: «тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя» (Пс.118:6). И еще вопрошающему: «кто взыдет на гору Господню?» – дан ответ: «неповинен рукама и чист сердцем» (Пс. 23, 3–4), и сим означается совершенное истребление греха и делом и мыслию.
3. Дух Святый, зная, как трудно избавиться от страстей неявных и тайных, и что они как бы укоренены в душе, показывает чрез Давида, как должно совершаться очищение от оных. Ибо сказано: «от тайных моих очисти мя» (Пс. 18, 13), то есть с помощью многих молений, веры и совершенного устремления к Богу, при содействии Духа, может быть совершено сие нами; если
...
Читать дальше »
Прикрепления:
|