Блог - ДОБРОГО ДНЯ

Меню сайта
 
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 13
 
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

21:59
Ефросинья Полоцкая
Ефросинья Полоцкая

Ефросинья Полоцкая — первая белорусская и, по некоторым данным, восточнославянская просветительница. Полоцкая княгиня стала первой женщиной на Руси, которая была канонизирована в святые. Её светское имя — Предслава. Родилась она в княжеской семье и была дочкой младшего сына князя Всеслава Брачеславовича (известного также как Всеслав Чародей). Мать её — София — была дочерью Владимира Мономаха. Хотя, судя по всему, Предславе светило блестящее светское будущее, маленькая княжна решила прожить свою жизнь иначе, чем это было принято. По достижении совершеннолетия — а по тем временам это было 12 лет — Предслава твёрдо решила уйти в монастырь и, несмотря на мольбы матери и угрозы отца, так и сделала. В монастыре настоятельницей была её тётка, она и приняла юную монахиню.

Через некоторое время с благословения полоцкого епископа Ильи (после 1116 года) монахиня, теперь уже Ефросинья, поселилась в келье Полоцкого Софийского собора.
Там в храмовом скриптории она переписывала и, возможно, переводила книги. Вероятно, около 1124 года Ефросинья получила от епископа Ильи участок под Полоцком (Сельцо) для строительства собственного монастыря. Здесь и был основан женский монастырь св. Спаса (сейчас Полоцкий Спасо-Ефросиньевский монастырь).

В нём до 1128 года получила постриг младшая сестра Ефросиньи, Гредслава (в монашестве — Евдокия), а в 1128 году в монахини пошла и двоюродная сестра просветительницы Звенислава Борисовна (Евпраксия).

Спасо-Ефросиньевский монастырь
На месте деревянной церкви примерно в 1132 году архитектор Иоанн по просьбе Ефросиньи поставил каменный храм. Вероятно, он же построил и церковь св. Богородицы при мужском монастыре, который тоже основала Ефросинья. Специально для этой церкви Ефросинья решила приобрести образ Адигитрии Эфесской. Для этого она отправила в Константинополь в 1158 году Михаила — по-видимому, настоятеля монастыря. Из привезённых святынь по заказу Ефросиньи Полоцкой мастер Лазарь Богша сделал крест, ставший произведением старобелорусского эмального искусства.

Монастыри, основанные Ефросиньей Полоцкой, стали центрами образования в Полоцком княжестве. При них работали школы (преподавали чтение, письмо, нотную грамоту, возможно, греческий язык), библиотеки, скриптории, вероятно, иконописные и ювелирные мастерские, богадельня и др. Здесь была создана церковная служба Ефросиньи Полоцкой, нарисован её образ. До 1187 года было написано «Житие Ефросиньи Полоцкой».

Сама Ефросинья создавала и, возможно, записывала молитвы и дидактические проповеди. Среди соотечественников преподобная была известная как справедливый судья, советчица и миротворец.

В пожилом возрасте Ефросинья отправилась в паломничество в Иерусалим (в апреле 1167 года). Там она получила аудиенцию у патриарха Луки. В Иерусалиме Ефросинья, обессиленная долгим путешествием, заболела и умерла.

Похоронена великая белорусская просветительница была в монастыре св. Феодосия, недалеко от Иерусалима. В 1187 святая была перезахоронена в Федосьевой пещере Киево-Печерской лавры. Только в 1910 году мощи преподобной были привезены в Полоцк.

Местное церковное прославление Ефросиньи Полоцкой началось, вероятно, ещё при епископе Дионисии в конце XII века, без официальной канонизации. Широко известной в Московской Руси Ефросинья Полоцкая стала в XVI веке, когда митрополит Макарий включил её «Житие… » в «Минеи-Четьи» (памятник древнерусской литературы). В списках XVI-XVIII веков сохранились церковные песнопения про Ефросинью Полоцкую. Одна стихира известна в рукописи конца XII века — это уникальный памятник музыкальной культуры раннего средневековья на Беларуси.

«Житие Ефросиньи Полоцкой» — одно из наиболее ранних произведений исторической прозы и единственный источник биографических данных про Ефросинью Полоцкую. Составлено и записано оно было, вероятно, монахом из монастыря св. богородицы. Автор восславляет настойчивую и самоотверженную женщину, её стремление к знаниям и духовному совершенствованию. Он передаёт в строгой хронологической последовательности реальные исторические факты, рассказывает о Полоцке, его культурной жизни, показывает быт княжеской семьи.

В 1984 году Ефросинья Полоцкая была причислена к Собору Белорусских Святых. Её имя носят церкви в г. Саут-Ривер (США) и Торонто (Канада). Ежегодно в Полоцке в начале июля отмечается день рождения святой. Организуется служба, вынос Ефросиньевского креста. На этом мероприятии всегда присутствует митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси.

Спасо-Евфросиниевский монастырь по праву считается главной достопримечательностью, его еще называют центром духовой жизни Полоцка. Поклониться святым мощам сюда ежегодно приезжают тысячи паломников.

Спасо-Евфросиньевский монастырь, построенный между 1128 и 1156 гг. зодчим Иоанном, представляет собой шестистолпную одноглавую постройку. 


В ней отразились особенности общего направления древнерусского зодчества XII в. — небольшие размеры, простота плана, монументальность внешнего вида, достигнутая скупыми средствами, и фресковая роспись интерьера.

Наиболее характерные черты Спасо-Евфросиньевского монастыря (до его перестройки при ремонте в XIX в.) — преобладание наружного объема над внутренним, а также ярусность наружной композиции. Источником ярусного построения было народное деревянное зодчество. Влияние его особенно заметно в решении подкупольного постамента, состоящего из четырех трехлопастных арок. Зодчий воспроизвел в кирпиче деревянные бочки, которые нарубались над покрытиями каменных зданий. Этот прием впоследствии стал излюбленным мотивом русской архитектуры XV—XVI вв. — многоярусные декоративные кокошники.
Верхняя часть (собственно колокольня) была разрушена в середине XX в. и восстановлена в конце XX в.

Крест Ефросиньи Полоцкой
Одна из святынь монастыря - знаменитый Крест Евфросинии Полоцкой, созданный в 1161 году мастером-ювелиром Лазарем Богшей. К сожалению, оригинал был утерян в годы Второй мировой войны и сейчас в монастыре находится его точная копия, освященная в 1997 году.

В монастырский комплекс входит Спасо-Преображенская церковь XII века. Изнутри она расписана византийскими и местными мастерами. Это единственный храм времен Полоцкого княжества, где сохранилась архитектура и настенная живопись XII века - от пола до самого купола, что позволяет увидеть единый живописный ансамбль храма.

 

Просмотров: 2112 | Добавил: jnp | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
 
Поиск
 
Календарь
«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
 
Архив записей