Преподобный Иоанн Лествичник Борьба с духом уныния
- Уныние есть расслабление души, небрежение о подвигах, отвращение от обета; ублажательница мiрян, клеветница на Бога, яко бы немилосердого и бесчеловечного; в псалмопении оно нестройно, в молитве немощно, в телесном же служении крепко, как железо, в рукоделии неленостно, на послушания скоро и охоче.
- Муж, состоящий в послушливом подчинении, не знает уныния; и посредством чувственного преуспевает в духовном.
- Общежитие – враг уныния, а мужу безмолвнику оно всегдашний сожитель; прежде смерти не отступит оно от него, и до кончины его не перестанет бороть его. Увидев келью отшельника, оно улыбается, и приближась вселяется близ него.
- Врач посещает больных утром, а уныние – подвижников около полудня.
- Уныние подущает к странноприимству, и докучает внушениями творить милостыню от рукоделья; усердно тянет посещать больных, приводя на память рекшего: «болен бех и придосте ко Мне»(Мф.25:36); неотступно твердит: сходи к скорбящим и малодушествующим, – и, будучи само малодушно, советует утешать малодушных.
- Ставшим на молитву напоминает оно о необходимо нужных делах, и всячески ухищряется отвлечь нас от нее какой-либо благословностью, как уздою, бессловесная.
- Каждая из прочих страстей упраздняется одною какой-либо добродетелью; уныние же для инока – всеобъемлющая смерть. Из всех восьми предводителей зла дух уныния есть самый тягчайший.
- Когда нет псалмопения, уныние не является; и по окончании правила (на коем берет дремота), глаза бодро раскрываются.
- Во время нападков уныния обнаруживаются нудители (естества); и ничто столько не доставляет венцов (внимательному) иноку, как уныние.
- Плачущий о себе не знает уныния.
- Монах, любящий деньги, не знает уныния: он ежечасно воспоминает слова Апостола: «праздный да не яст» (2Сол.3:10), и другое: «руки сии послужисте мне и сущим со мною» (Деян.20:34).
- Уныние происходит иногда от вкушения удовольствий чувственных, а иногда от бесстрашие пред Богом.
- Прилежная молитва – пагуба уныния; память же о последнем суде рождает усердие (к действованию по Богу).
- Благая надежда есть меч, которым инок побеждает и закалает уныние.
- (Исповедь уныния). Скажи нам, страсть нерадивая и расслабленная, кто есть зле родивший тебя? Какие твои исчадия? Кто суть воюющие против тебя? И кто убийца твой? – (Ответ). – Родительницы у меня многие: иногда бесчувствие души, иногда забвение небесных благ, а иногда и чрезмерность трудов. Исчадия мои, со мною пребывающие – перемены местопребывания, пренебрежение заповедей отца духовного, непамятование о последнем суде, а иногда и оставление монашеского обета. Противники мои, которые вяжут меня, суть – псалмопение с рукоделием. Враг мой есть помышление о смерти; умерщвляет же меня молитва с твердою надеждою сподобиться вечных благ.
|