Чего нельзя достигнуть силою убеждения, то дается усердной молитвой. А. Н. П. был женат на лютеранке. Будучи ревнителем православия и очень милостивым человеком, он скорбел о том, что у него с женой нет полного единомыслия в самом важном деле — в вере. Беседы его с женою по вопросам веры приводили только к обоюдному смущению и расстройству. А. Н. поведал свою скорбь одному благочестивому подвижнику. Тот запретил ему подобные бесплодные словесные убеждения, дал совет молиться за жену Богу и сам обещал молиться за нее. "Ведь Господь неложно сказал: ...если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то... будет им от Отца Моего Небесного2..." — напомнил старец слова Спасителя. Оба стали молиться. Через некоторое время жена-лютеранка видит благодатный сон: она стоит на высоком, крутом берегу реки, где нет ни деревца, ни кустика, ни травинки — бесплодная пустыня. А на другом берегу совершенно иная картина: прекрасный сад с деревьями, обремененными плодами, лужайки с зеленой травой и благоухающими цветами. Было жарко, женщину томила жажда. Вода близко, а спуститься вниз нет возможности. Вдруг на противоположном берегу появляется благообразный старец и спрашивает ее: "Почему ты медлишь переходить на наш берег?" — "Кто ты, добрый старец?" — "Я — Марк Фраческий3. Когда примешь истинную веру, ты перейдешь сюда". Этот сон повторился три раза. В конце концов лютеранка сама попросила мужа призвать священника для присоединения ее к православию. Умерла она благочестивой христианкой. ЧУДЕСНО СПАСЕННЫЙ (рассказ священника Александра)Я служил священником в православной церкви города Ашхабада. В ночь ужасного землетрясения, которое разрушило город и погубило много людей, вся наша семья спала. Однако сон мой был тревожен, мне было душно в доме. Я встал и решил выйти на улицу, чтобы подышать свежим воздухом. Но едва ступил на широкий порог, как случилось землетрясение. Стены дома, и спереди и сзади, обрушились от сильного подземного удара. По Промыслу Божию меня спасла дверная деревянная коробка: я был полузасыпан, однако жив, и когда начались спасательные работы, закричал, и ко мне пришли на помощь. Но вся моя семья погибла в эту страшную ночь, я остался одиноким. Видно, Господь сохранил меня для дальнейшего служения Церкви. ГОСПОДЬ ВСЕ ВИДИТ И СЛЫШИТДве девушки, получив благословение своих родителей, ушли в монастырь. Они трудились там на общих послушаниях. В это время происходило строительство монастырского собора. Девушкам показалось, что монахини слишком вольно обращаются с рабочими-строителями. Это смущало юные, неутвержденные души, и вместо того чтобы осуждать самих себя, они осуждали старших. Девушки не догадались открыть свои сомнения духовнику монастыря или игумении, а злой дух воспользовался этим и решил увести их из обители. Он внушил одной из них испросить у игумении позволение отправиться домой якобы за некоторыми необходимыми для дальнейшей жизни вещами. Предлог был благовидный, и игумения отпустила девушек, не подозревая, что они уходят из монастыря навсегда. Удалившись от обители спасения, одна из них, озлобленная диаволом, обернулась на монастырь и крикнула: "Да будь ты проклят!" — и даже плюнула в его сторону. Другая тоже сказала в адрес покинутой обители что-то нехорошее. Вскоре первая девушка вышла замуж, но недолго жила в замужестве и через год умерла; с губ покойницы текла слюна. Другая вышла замуж позднее, за вдовца, имела и своих детей. Один ее сын оказался пьяницей и много, много скорбей причинил матери. ВРАЗУМЛЕНИЕ СВЫШЕВ захолустном селении Восточной Сибири произошло следующее. Отец и мать, имея одного взрослого сына и опасаясь, что он погибнет на войне, всячески берегли его, скрывая от воинской повинности. Однажды мать видит во сне, что стоит она под открытым небом в поле и слышит в воздухе гул, какой бывает от летящего самолета. Гудение становится все ближе и ближе, и вдруг перед нею предстает крылатый Ангел и говорит ей: "Не бойся отдавать сына на военную службу: он вернется живым". Мать приняла это указание свыше, сын по первой повестке ушел в армию и действительно вернулся с войны живым. НЕ РАЗРУШАЙ СЧАСТЬЯ ДРУГОГОУ вдовы были две дочери. Старшая уже вышла замуж, а младшая, Варвара, была еще невестой. У замужней сестры жил квартирант — молодой человек по фамилии Кузнецов. Девушка-невеста часто ходила к своей сестре, познакомилась с этим молодым человеком и полюбила его. Кузнецову она тоже понравилась, и он решил сделать ей предложение. На Небе знают наши намерения. Варваре во сне является свт. Николай и говорит ей: "Варвара, в ближайшее воскресенье Кузнецов сделает тебе предложение, ты откажи ему, это не твоя судьба. У тебя есть другой молодой человек, с которым ты встречаешься и который тебя любит — вот твоя судьба. Он тоже хочет сделать тебе предложение". Действительно, Кузнецов сделал Варваре предложение, и она, несмотря на небесное предостережение, ответила согласием. Вскоре к Варваре приходит какая-то девушка и говорит: "Прошу тебя, не выходи замуж за Кузнецова, он мой жених, и я от него беременна". Варвара нисколько не пожалела незнакомку, не вдумалась в безнравственный поступок своего жениха и пренебрежительно сказала: "Я не отвечаю за твою ошибку, я выбрала Кузнецова и от него не откажусь". И что же случилось? Несчастная падшая девушка, видя, что все надежды потеряны, с горя повесилась. Но и эта ужасная смерть не вразумила Варвару. Страсть к Кузнецову ослепила ее. Она не хотела понять той истины, что нельзя строить свое счастье на слезах и смерти подобных себе людей. Вскоре последовало вторичное явление во сне Варваре свт. Николая. Он сказал ей: "Почему ты не послушалась моего совета? Кузнецов — не твоя судьба", — и погрозил ей пальцем. Но упрямая Варвара не приняла и этого вразумления. Назначен был день свадьбы — 23 апреля. Мать не хотела благословлять дочь на брак, она даже скрылась из дома. Наконец ее нашли и едва убедили дать благословение, что она и сделала с явным неудовольствием. Казалось, все было против этого брака. Несколько раз лошади свадебного экипажа бесновались безо всякой видимой причины, подымались на дыбы, не хотели везти невесту в церковь. Но Варвара упорно шла путем противления ясной воле Божией, которой она не хотела повиноваться, и венчание состоялось. ...Ровно через год, 23 апреля, Варвара умерла во время родов. Вот как опасно не внимать небесному вразумлению, вот к каким последствиям приводит неразумное разрушение чужого счастья! БОГ В ПРИРОДЕНебеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь (Пс. 18, 2). Дух дышит, где хочет... (Ин. 3, 8). И до сих пор, хотя Библия распространена в миллионах экземпляров, по разным причинам некоторые люди познают существование Бога не из Писания, а через явления природы, особенно — проникаясь величием звездного неба. Один летчик вынужден был посадить свой самолет на землю в пустыне. Наступила ночь. Он оказался наедине с необъятным звездным небом: Открылась бездна звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна
| (М. В. Ломоносов). |
Летчик не мог заснуть. Созерцая красоту и величие мироздания, он впервые почувствовал прикосновение Живого Бога. И это чувство не покидало его всю оставшуюся жизнь. На вопрос: "Веруете ли вы в Бога?" — он открыто исповедовал: "Да, я верую в Живого Бога, Он прикоснулся ко мне в пустыне". Трогательно письмо к Богу, которое нашли в шинели солдата, убитого в последнюю ужасную войну. Я передаю его не дословно, а по содержанию. Оно было написано вдохновенно, в полустихотворной форме. "Боже! Я в первый раз обращаюсь к Тебе, ибо до сих пор не знал Тебя, потому что меня с детства учили, что Бога нет. До сих пор я не созерцал как следует Твоих дивных творений. Но сегодня ночью, лежа в воронке от разорвавшегося большого снаряда, я как бы впервые увидел чудное звездное небо, Тобою созданное. И я познал Тебя, Великий Боже! И душа моя полна великой радости от того, что Ты открылся мне, нечистому созданию Твоему. В полночь мы пойдем в атаку. Знаю, предчувствую, что битва будет жестокая. Может случиться, Боже, что я вратами смерти уйду отсюда, из этого ада зла и крови, и постучусь к Тебе. Великий Боже, надеюсь, что Ты не оттолкнешь меня. Теперь, когда я познал Тебя, то уже не боюсь смерти". Это была предсмертная молитва. И один Бог знает, кому Он открылся среди ужасов войны, среди смертельной опасности, кого Он призвал к Себе в последние минуты его земной жизни. ПРОМЫСЛ БОЖИЙ В МОЕЙ ЖИЗНИ1Мы располагались недалеко от передовых окопов в деревне, находящейся в полосе обстрела неприятельскими орудиями. День склонялся к вечеру. Мне принесли ужин, и я принялся есть. Неприятель между тем изредка обстреливал этот населенный пункт, предполагая — и не без основания, — что здесь находится штаб полка. Снаряды ложились все ближе и ближе к занимаемой мною и товарищем халупе (украинское название бедной избы — дело было в Галиции4). У товарища не выдержали нервы, он поднялся и ушел, сказав: "Снаряд может попасть в крышу, и мы погибнем под развалинами". Я же остался доканчивать ужин. Вдруг мне показалось, что снаряд летит прямо в нашу хату. Сидеть было невмоготу. Я встал посреди комнаты и предоставил себя воле Божией. Все последующее произошло в одно мгновение. Снаряд перелетел через крышу, едва ее не задев, и разорвался в вишневом садике. Всего в двух-трех аршинах около окна, у которого я только что ужинал за маленьким столиком, образовалась большая воронка. Удивительно то, что стекла на окне задребезжали, но ни одно из них не разбилось. Душа моя возблагодарила Господа за спасение. Я немедленно написал родителям об этом чуде Промысла Божия. 2Во время этой же войны я находился уже в другом населенном пункте, тоже недалеко от передовых позиций. Случайно (вернее по Промыслу Божию) вышел я как-то из своего домика и направился к товарищам. Отсутствие мое длилось не более часа. Надо заметить, что неприятель редкими выстрелами из артиллерийских орудий обстреливал эту деревню. Когда я возвратился домой, то узнал, что снаряд разорвался как раз во дворе моего домика, разрушил часть хлева и поранил осколком хозяйскую корову. 3 Ангел Хранитель. ИконаПромысл Божий судил мне быть в 1936 — 1939 годах в местах не столь отдаленных. И там Господь не раз спасал меня от гибели. Однажды послали меня рубить деревья. Моя задача состояла в том, чтобы, свалив дерево, обрубить все сучья. Надо сказать, что я никогда ранее не работал топором, мне только приходилось рубить дрова колуном. Свалил я благополучно несколько деревьев и стал очищать их от сучьев. И вот при обработке четвертого или пятого дерева случилось со мной несчастье: я топором прорубил себе ногу возле ступни. Конечно, бросив работу, я пошел в медпункт для перевязки, думая, что погибну от этой раны (надежды на эффективную помощь у меня не было, так как лекарь из заключенных не имел даже низшего медицинского образования). При осмотре оказалось, что я, прорубив сапог и портянку, повредил мякоть ноги, но кость оказалась цела. И вот, несмотря на неквалифицированную медицинскую помощь, не последовало ни заражения крови, ни каких бы то ни было других осложнений, и я выздоровел. След от этой раны остался у меня на ноге до сих пор. 4Около деревни Крутой строился кирпичный завод. Вместе с другими рабочими из заключенных я подносил кирпич для сушильных печей. Одновременно часть рабочих сооружала крышу из еловых ветвей, так как из-за отсутствия пилорамы не было тесу. Потолок еще не сделали, и рабочие, покрывавшие крышу, ходили по доскам, набросанным кое-как на потолочные балки. И вот случилось несчастье, едва не стоившее мне жизни. Когда я шел с кирпичами в руках, сверху внезапно свалилась на мою голову толстая доска (байдак). На голове у меня была зимняя шапка-ушанка. Конечно, не эта шапка меня спасла, а сам Ангел Хранитель, который смягчил удар от тяжелой доски так, что я совершенно не почувствовал его силы. У меня было такое ощущение, точно к моей голове прикоснулось что-то очень легкое. 5На судострое, что на реке Печоре, мы конопатили баржу. На палубе лежал сложенный тес — шелевка. Дул сильный ветер, и мы работали под защитой корпуса баржи. Случилось так, что у нас с напарником вышла (израсходовалась) пакля, я спустился с подмостков и пошел за ней. Не помню, в чем нес паклю, но обе руки у меня были заняты. Ветер был ураганной силы, и в тот момент, когда я подходил к месту работы, несколько досок, поднятых ураганом на воздух, полетели в мою сторону. Я растерялся и стал на месте, не выпуская пакли из рук. Вдруг одна из досок своим концом попадает мне прямо в лицо и, соскользнув, ложится у моих ног. Доска была четыре-пять метров длиной. Товарищи с участием подошли ко мне и, увидев, что лицо у меня в крови, направили в медпункт. И что же? Эта доска, конечно, могла разбить мои очки и повредить глаза, вообще изуродовать мне лицо. Но удержанная Ангелом Хранителем, она произвела только легкую царапину около носа, точно это была не доска, а небольшая щепка. Как не возблагодарить Господа за такое чудо Его Божественного Промысла! 6В лесу, который окружал деревню, где я жил и работал, поселился один из бывших заключенных, монах из Оренбурга. Он был простец, трудился углежогом, то есть заготовлял древесный уголь. Мы с ним познакомились, и он после работы позвал меня к себе и, как добрый человек, пригласил на трапезу (он получал продовольствие сухим пайком). Увидев у него молитвенник, я, покуда хозяин выходил проверять засыпанные землею горевшие сучья, прочитал канон Божией Матери. Наступал уже вечер, и когда монах вернулся, мы с ним распрощались. Пока шел лесом, совсем стемнело, и я потерял ту тропку, по которой должен был возвратиться домой. Похолодало. Сквозь оголенные сучья деревьев сверкали звезды. Мне угрожала опасность не только заблудиться, но и замерзнуть, так как дело было зимой. Я испугался, но возложил упование на Господа, призывая на помощь свт. Николая. И моя молитва была услышана. Я увидел, что ко мне приближается какой-то человек с фонарем в руках. Это был мой добрый монах. Его охватило беспокойство: дойду ли я, не потеряю ли тропинки. Он довел меня до опушки леса, а оттуда я уже один легко дошел до деревни. 7Подобный случай произошел летом. Я был дневальным, товарищи отправились на работу. Прибрав барак, в котором мы жили, я пошел в лес, где водились белые грибы. Конечно, я старался собирать грибы около дороги, так как можно было легко заблудиться: кругом стоял дремучий лес. И то, чего я опасался, случилось: увлекшись поиском грибов, я слишком углубился в лес и потерял дорогу из виду. Я опять обратился с молитвой к свт. Николаю, после чего легко нашел дорогу. А заблудиться в лесу поселенцу опасно вдвойне: найдут, подумают, что сделал попытку к побегу, и дадут дополнительный срок. 8Ехал я на службу в Краснодарский край. Железнодорожный транспорт после войны был сильно расстроен. Билеты продавали, а вагоны приходилось брать с бою. Вот и случилось однажды так, что я по своей физической слабости не попал ни в вагон, ни в тамбур, а взобрался с чемоданом на открытый железный мосток, по которому переходят из вагона в вагон. Конечно, и здесь можно было бы проехать, но дело в том, что на железном мостке соседнего вагона напротив меня поместился здоровенный детина, по виду вор или бандит. Он смотрел на меня и на мой чемоданчик весьма нехорошим взглядом. Опасаясь, что детина ловким ударом скинет меня с мостка под колеса, чтобы завладеть моим чемоданчиком, я крепко ухватился обеими руками за поручни, а чемодан поставил между ногами. Конечно, я не переставая внутренне молился Господу о помощи и в то же время зорко следил за молодым человеком. Так мы и проехали несколько перегонов, подозрительно глядя друг на друга и не говоря при этом ни слова. Наконец доехали до какой-то большой и многолюдной станции. Там мне удалось сесть в вагон и благополучно добраться до Краснодара. 9Работал я в Торжке зимой во время сильных снежных заносов на очистке железнодорожных путей. Однажды к тому месту, где я трудился, подошел задним ходом паровоз с несколькими вагонами. Он маневрировал и шел тихим ходом. Не помню теперь по какой необходимости, я на ходу вскочил на ступеньки тамбура, но успел схватиться за поручни только одной рукой и повис, едва не свалившись со ступеньки вагона движущегося поезда. По счастью, вернее по Промыслу Божию, железнодорожный состав остановился, и я сошел на землю. Железнодорожник, который наблюдал за всем этим, подошел ко мне и сказал: "Еще немного и вас бы задавило". Я описал здесь наиболее яркие проявления Промысла Божия в моей жизни, всего перечислить невозможно. Понятно одно: Господь дивно сохранял меня как священника для дальнейшего служения Церкви Христовой. Слава Богу за Его милости! ХРИСТИАНСКОЕ СЕМЕЙСТВОВ крупном областном городе жил обеспеченный человек, имевший большую семью: мать, жену и четырех дочерей. Имя этого христианина — Иоанн. Он работал, а жена его, Евдокия, вместе со свекровью занималась воспитанием детей и хозяйством. Вот что рассказала мне его старшая дочь Таня. "Наша мама ежедневно уходила из дома с корзинкой или со свертками и возвращалась к приходу с работы отца. Мне очень интересно было знать, куда уходит мама, но я стеснялась ее спросить, несмотря на то что она была очень добрая. Однажды мама сама предложила мне пойти с нею в гости. Я, конечно, обрадовалась и согласилась. Привела меня мама на окраину города к маленькому, бедному домику. Мы вошли, и я увидела в комнате картину страдания и неприкрытой бедности, о которой ранее, как дочь обеспеченных родителей, не знала. На кровати лежала больная женщина, а в углу играли две девочки. Мама велела мне поиграть с этими девочками, сама же надела фартук и начала топить печку. Потом положила что-то из принесенной корзины в кастрюлю и поставила на плиту. Игрушки у девочек были грязные, старые, изломанные, и я больше смотрела на то, чем занималась мама в этом чужом доме. Она приносила воду, убиралась в комнате, при этом несколько раз подходила к нам — детям — и говорила мне: "Почему же ты, Таня, плохо играешь?”. А потом, наклонившись, тихо спросила меня: "Посмотри, у кого игрушки и платье лучше — у них или у тебя?”. Я видела, как мама подходила к больной, расспрашивала о здоровье, потом утешала ее надеждой скорого выздоровления, говорила, что завтра опять придет к ней. Накормив обитателей домика, мама вымыла посуду, растерла мазью больную, лежавшую недалеко от печи, принесла угля для топки и, сердечно простившись с хозяйкой и ее детьми, пошла вместе со мной домой. По пути мама говорила мне, что у этих детей отец умер, а мать больна, что мой папа приносит мне гостинцы, а вот они бедные, и если бы мы не принесли пищи, то им и есть было бы нечего. Мама говорила о том, как эта семья одинока: никто их не утешает, никто их ничем не порадует, — и этим беспомощным девочкам и их больной матери очень грустно. Мама старалась смягчить мое сердце и воспитать в нем чувство милосердия к обездоленным людям. И у меня, в то время маленькой девочки, действительно возникло горячее желание помочь им, и жаль их было до слез. Мне пошел шестой год, у меня было много игрушек и разных кукол. Мама, увидев мое искреннее сочувствие, сказала: "Если ты жалеешь больную женщину и ее детей, то принеси им завтра гостинцев (сладостей), игрушек и куколок, только хороших, чтобы обрадовать деток”. Мама пообещала, что будет брать меня в гости к бедным, если я об этом никому не скажу. На следующий день мы опять пошли к этим несчастным, и я понесла девочкам свои подарки. Это было начало, потом мама водила меня и в другие семьи, где обитали нужда и болезнь. Так я узнала, что вся жизнь моей матери полна делами милосердия и любви. Своим живым примером она учила меня в раннем детстве тем добродетелям, без которых нет истинной христианской жизни. Мама скрывала свои добрые дела даже от папы. Я не раз слышала, как она просила у отца денег, а он, вынимая их, говорил: "Ведь я совсем недавно давал тебе”. Но мама отвечала: "Знаешь, Ваня, у нас большая семья, всех надо накормить и одеть”. Папа в ответ говорил горячо: "Дуня, да я шучу, разве я тебя контролирую? Трать сколько надо, это твое дело”. Родители наши жили между собою в большом согласии, и в семье всегда было мирно и отрадно. Помню также следующее событие, еще раз показывающее, как мама пользовалась всяким удобным случаем, чтобы возбудить в наших детских душах добрые чувства. Моей младшей сестренке Наде было три с лишним года. Как-то мимо нашего дома несли покойника, умершего от чахотки. Похоронная процессия остановилась возле нас. Мама быстро позвала меня, а Надю взяла на руки и стала объяснять нам, что хоронят чьего-то папу, показала на горько плачущих детей и их мать, которые стояли у гроба. Процессия двинулась дальше, и мама стала трогательно рассказывать Наде о горе этих деток-сирот, о том, что теперь нет у них папы, уже не принесет он им гостинцев и не приласкает, и вот детки будут скучать и плакать об отце, которого уже никогда не увидят. Я помню, у Наденьки на глазах появились слезы и она сказала, чтобы наш папа взял этих деток и приносил бы им гостинцы, как и нам, чтобы они не плакали. Так по-детски рассудила моя маленькая сестренка. Мама продолжала разговор с ней такими словами: "Папа не может взять этих деток, а вот ты, Надечка, можешь сироток утешить, обрадовать, если подаришь им говорящую куклу”. Надя при последних словах матери глубоко вздохнула и ничего не сказала. Тогда мама спросила: "Надя, тебе жалко эту куклу подарить?” — "Жалко”, — ответила Надя. "Значит, тебе деток не жалко, и они все будут плакать о своем папе”. Тогда Надя молча отошла от мамы. Немного спустя малышка спросила: "Мама, а детки-сиротки уже не плачут?”. На эти слова последовал такой ответ: "Нет, они плачут, их никто не утешает, а Надежда может утешить, но ей жалко куклу им подарить. Бедные детки!”. Несколько раз сестренка вспоминала о сиротках и спрашивала о них мать, ответ был все тот же. Наконец, вечером, уже в постели Надя вдруг сказала маме: "Пусть кукла переночует, а завтра утром я отдам ее сироткам”. Мать боялась, что Надя передумает, но решение маленькой девочки было твердым. Еще раз удостоверившись утром, что детки-сиротки все еще плачут, Надежда вместе с мамой, взяв говорящую куклу, пошла к ним и подарила сироткам свою любимицу, с которой ей так нелегко было расстаться. Дети робко взяли куклу и, когда она заговорила, очень обрадовались. Тогда мама прошептала на ухо Наденьке: "Видишь, как ты их обрадовала!”. Это был первый урок милосердия для маленькой Нади. Когда я стала старше и уже училась, мне хотелось иметь такие же хорошие платья и пальто, какие имели некоторые из моих школьных подруг. Я поделилась своим желанием с мамой. Она мне сказала: "Если ты, одетая в дорогую шубку, встретишь девочку в старом, плохом пальто, тебе будет стыдно. Лучше я куплю тебе пальто поскромнее, а на сбереженные деньги мы купим одежду какой-нибудь бедной девочке, и совесть твоя будет спокойна”. Так воспитывала меня мама, и я глубоко благодарна ей за такое христианское воспитание. Мама умерла от сыпного тифа, когда у меня было уже три младших сестренки. Она научила нас всему доброму: и молиться Богу, и жалеть больных и бедных. В день похорон мамы папа в глубокой печали стоял у гроба любимой жены и в великой скорби своей не сразу заметил, что комната наполнилась людьми. Когда отец обернулся, то был удивлен множеством незнакомых лиц. Еще более он был удивлен тем, что эти люди, подходя к нему, выражали свое сочувствие и с благодарностью говорили о том, как его жена помогала им в болезни, беде и горе. Каждый из пришедших старался подробно рассказать, когда именно, при каких обстоятельствах получал от нее благовременную помощь. Сокровенная сторона жизни мамы раскрылась вдруг во всем величии смиренной святости, и отец, потрясенный этим открытием, не выдержал. Обратившись к покойной, как к живой, он громко сказал: "Дуня! А где же я был, когда ты творила добро?”. После похорон папа подробно узнал от бабушки и от нас все, чем жила мама, каким огнем милосердия горела ее душа, сколько слез она осушила. Отец всегда был глубоко верующим, но после смерти мамы его религиозность усилилась до степени желания отдать себя на служение Церкви. Будучи рукоположен во диакона, он в своем скромном сане горел любовию к Богу и ближним, продолжая и в нас, детях, воспитывать пламенную любовь к Творцу и Спасителю и к каждому человеку". Диакон Иоанн был человек очень молитвенный. Он глубоко и вдумчиво изучал Слово Божие. Его письма к знакомым были проникнуты солью благодати Божией. Умер он в 1954 году. СУД БОЖИЙВ XVII веке остров Ямайка стал прибежищем морских пиратов. Они основали свою штаб-квартиру в большом городе Порт-Ройял. Это был один из самых богатых городов Нового Света. Пираты привозили сюда награбленные богатства. Седьмого июня 1692 года на месте, где стоял город, разверзлась пропасть, а с моря катила огромная волна. За несколько минут Порт-Ройял навсегда погрузился в морскую глубину. В 1959 году экспедиция Американского географического общества подняла со дна моря золотые часы, сделанные амстердамским мастером. Стрелки часов были утеряны, но при помощи рентгена удалось определить, что они остановились в 11 часов 43 минуты. Это и был час, когда город постигла катастрофа. (Из отрывного календаря, от 16 марта 1963 г.) В этом событии мы видим проявление суда Божия над нечестивым городом убийц и бандитов, забывших свою совесть и все святое. Мы знаем из истории, что пираты не только грабили, но и убивали людей, предварительно взяв у них все, что представляло какую-либо ценность. Над Порт-Ройялом совершился суд Божий: Господь разрушил гнездо нечестивцев. Так погибли в древности за страшные беззакония города Содом и Гоморра. Так погибло допотопное человечество, за исключением праведного Ноя и его семьи. Так погибли Дафан и Авирон5, под которыми разверзлась земля. Так погиб Иерусалим за отвержение Спасителя мира. Страшно впасть в руки Бога живаго! — говорит нам Слово Божие (Евр. 10, 31). БОГ СИЛЬНЕЕ ДИАВОЛАБывают в жизни людей такие поразительные события, когда то невидимое, во что мы веруем, является видимым, осязательным. Это происходит после того, как человек, испытав на себе силу диавольскую, для него гибельную и мучительную, ощущает на себе всемогущую силу Божию, спасительную и животворящую. Расскажу о следующем случае из моей пастырской деятельности. В городе А. проживала семья, состоявшая из престарелой матери и сына тридцати с лишним лет. Дожив до такого возраста, молодой человек никак не мог найти себе по каким-то неизвестным причинам подругу жизни и жил холостым. Но злой дух не дремлет. Неподалеку от них жила одинокая женщина, гораздо старше его, которая решила сделать молодого человека своим любовником. Вначале под разными предлогами она приглашала его к себе в гости, угощала, дело, конечно, не обходилось без вина, и наконец добилась своей цели. Мать, глубоко верующая, скорбела о беспорядочной жизни сына. Она, подобно всем матерям, желала, чтобы он нашел себе хорошую и скромную девушку или даже вдову и зажил своею семьею, как и все добрые люди. Многократно говорила она об этом с сыном. Молодой человек, в котором искра Божия не погасла, тяготился беззаконной связью с порочной женщиной и пошел навстречу совету своей любящей матери. Подыскали ему девушку, познакомили. Она ему приглянулась, справили свадьбу и стали жить в доме матери. Казалось бы — слава Богу! — жизнь пошла нормальным порядком. Но бывшая любовница молодого человека, которую он, конечно, бросил, не хотела так легко, без боя, оставить свою добычу. Не перевелись еще до сих пор колдуньи, имеющие общение с нечистой силой. К одной из них и обратилась эта стареющая, но преданная плоти женщина. Колдунья ей пообещала: "Я сделаю так, что он бросит свою жену и вернется к тебе". Какие колдовские действия она производила, мы не знаем, это тайна лиц, общающихся с сатаной. Тем не менее через некоторое время матери этого человека стало известно, что молодожены живут, как брат и сестра, хотя спят в одной постели. Сила колдовства действовала весьма осязательно. Молодые не могли понять, что с ними происходит. Семья могла распасться. Однако мать, глубоко верующая, имевшая Библию и часто ее читавшая, поняла козни диавола и обратилась к священнику, рассказав ему все вышеизложенное. По ее просьбе и по согласию молодых людей в доме был отслужен водосвятный молебен, весь дом и комната молодых были окроплены святой водой. Священник побеседовал с мужем и женой, верующими, но неопытными в духовной жизни. На примере сщмч. Киприана и мц. Иустины он показал им, что Бог сильнее диавола, что все козни демона легче паутины для всемогущей силы Божией. По совету священника (это происходило во дни Рождественского поста) молодые люди поговели, причастились Животворящих Тайн Христовых, после Крещения повенчались, и через год Бог благословил их брак рождением ребенка. Жизнь святых убеждает нас, что из самой бездны адской Господь может вырвать человека, если тот обратится к Нему в слезах покаяния. Преподобные Мария Египетская, Таисия, Пелагия, Евдокия были рабами диавола через служение своим плотским страстям, но Бог победил в них злого духа и сделал их живыми сосудами Святого Духа. ...Все возможно Богу (Мк. 10, 27). ВЛИЯНИЕ ЗЛЫХ ДУХОВ...Диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить — так учит нас апостол Петр (1 Пет. 5, 8). Враг особенно нападает на тех, кто избрал подвиг иноческий или жизнь молитвенную. Те случаи темного и пагубного влияния злых духов, которые приведены ниже, взяты мною из сочинения епископа Игнатия Брянчанинова "О молитве Иисусовой"6. В одной обители среди прочей братии спасался монах. Он жил под колокольней в отдельной комнатке, нес послушание звонаря и ничем особенным не отличался. Однажды монах пришел на исповедь к духовнику обители, который вследствие долговременных опытов внутренней духовной жизни имел дар рассуждения, весьма ценный в монашестве. Монах-звонарь рассказал ему о том, что, находясь в келии, видит все, что делают братия в своих келиях в любое время дня и ночи. Кроме того, даже в самое холодное время года он не топит печь, потому что никогда не зябнет, ему всегда тепло. Открывая это духовнику, монах искренне считал все вышеописанное проявлением Божией благодати. Опытный духовник понял, что звонарь находится в состоянии прелести. Путем расспросов он установил, что монах сей ведет самочинный подвиг: без благословения игумена творит множество земных поклонов с молитвой Иисусовой. Начал с малого числа поклонов, а потом самовольно все более и более увеличивал их, находя в этом духовное услаждение. Духовник кротко объяснил монаху-звонарю основное правило монашества — послушание во всем, а тем более в молитвенном подвиге, который таит для неопытных множество неожиданностей. В заключение духовник дал ему свое молитвенное правило, гораздо меньше того, которое звонарь творил самочинно. Монах смиренно обещал совершать только то, что заповедал духовник. Через некоторое время монах-звонарь опять приходит к духовнику и говорит ему: "Отче, ты отнял у меня всю благодать: теперь я не вижу, что делают монахи в своих келиях, во время холодов зябну и вынужден топить у себя печку!". Духовник ответил ему: "Дорогой мой! Ты теперь находишься в правильном духовном устроении; все, что было с тобою прежде, происходило по действию диавола. Проси Господа, чтобы Он дал тебе зрети твоя согрешения и оплакивать их". Монах-звонарь согласился с этим наставлением своего духовника и уже беспреткновенно совершал свой путь. Другой случай. В Петербурге к одному опытному духовнику-иеромонаху пришел на исповедь почтовый чиновник и поведал ему следующее: когда он проходит по мосту через Фонтанку или Неву, то слышит в душе своей невидимый голос, побуждающий его броситься в воду. "Отчего это происходит со мною?" — поинтересовался чиновник. Духовник начал расспрашивать его о внутренней жизни. Чиновник оказался человеком очень благочестивым: усердно ходил в храм на богослужения, внимательно читал Слово Божие. Прочитав в одной духовной книге о молитве Иисусовой, он стал усиленно заниматься ею и творить при этом самочинно, без благословения духовника, много земных поклонов. Иеромонах объяснил благочестивому чиновнику вред самочинных молитвенных подвигов, объяснил, что полезен для души только тот из них, который ведется со смирением и по благословению опытного духовника. "Дорогой мой, не уклоняйся ни налево — в область служения греху, ни направо — в высшие молитвенные подвиги. Иди средним, царским путем и спасешься. Видишь, ты, хотя усиленно молился, попал под власть злых духов, которые хотели погубить тебя навечно через самоубийство". Духовник дал благочестивому мирянину определенное молитвенное правило по его силам, которое чиновник принял со смирением. Третий случай. Дело происходило на Валаамском острове, который дал Русской Церкви в былое время много подвижников благочестия и святых. Жили там в молитвенных подвигах два монаха. Один подвизался по одну сторону залива, другой — по другую. Время от времени они приходили друг к другу для духовной беседы. Однажды в начале зимы эти монахи встретились в очередной раз. Беседа затянулась до темноты. Пришедший гость собрался уходить. "Смотри, — сказал ему хозяин, — не вздумай идти по льду залива — лед еще очень тонок, а иди кругом, тем путем, которым ты пришел ко мне — по берегу залива". — "Я уже легок стал", — сказал гость и пошел по льду. С тревогой стоял его приятель в вечернем сумраке на берегу залива. Вначале все было тихо, потом послышался треск льда, затем душераздирающий крик, и... все смолкло. "Погиб, — с ужасом подумал стоявший на берегу монах, — погиб телом, а может быть, и душою". Злой дух, как видим из этих примеров, находит легкий доступ к тем, кто уклоняется от смирения, кто высоко думает о своих подвигах благочестия и молитвы. Если бы эти люди имели смирение мытаря, если бы их любимой молитвой была: Боже, милостив буди мне грешнику (Лк. 18, 13), то их не постигла бы диавольская прелесть. ...Смирихся, и спасе мя [Господь], — говорил пророк Давид (Пс. 114, 5). Блажени нищии духом, то есть смиренные, — возвещает Христос (Мф. 5, 3). Благоразумный разбойник никаких добродетелей не имел, кроме покаянного смирения, и первый вошел в рай, открытый для всех верующих душ. Блажени плачущии... (Мф. 5, 4), а не величающиеся своими подвигами. "Кто увидел свои грехи, тот получил большую пользу, чем тот, кто увидел Ангела", — учит нас преп. Исаак Сирин7. Смирение отгоняет все козни злого духа. [Полную версию читайте в печатном издании "ДС".]
1 См. "ДС" № 1 за 2004 г., с. 150. — Здесь и далее примеч. ред. 2 Мф. 18, 19. 3 Преп. Марк Афинский († ок. 400), подвизался на горе Фраческой в Ливии. Память 5 апреля. 4 Действие происходило во время 1-й мировой войны 1914 г. 5 Дафан и Авирон — сыновья Елиава, участвовавшие в восстании левита Корея против праотцев Моисея и Аарона. Поглощены землей вместе с прочими мятежниками (см. Чис. 16, 2). 6 См. главу 24 "О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником" из кн.: Свт. Игнатий Брянчанинов.Аскетические опыты. Т. I. М.: Правило веры, 1993. С. 203—295. 7 Ср.: Ср. Аввы Исаака Сирина слова подвижнические. М.: Правило веры, 1993. С. 175: "Кто сподобился увидеть самого себя, тот лучше сподобившагося видеть ангелов"
|