Службы святого и Великого Четверга посвящены одновременному оплакиванию начавшихся предательством Иуды страстей Господних и мистической радости Тайной Вечери, Вечери Любви. Поэтому содержание богослужебных текстов, как и характер их звучания, отличается двойственностью: в поразительном сочетании господствуют и печаль, и радость. Соответственно торжественности наступающей минуты изменяется и характер богослужений. Смолкли вопли и стенания грешной души и не слышно более клика в нощи: "Се Жених грядет", ибо Жених уже пришел и в горнице убранной совершает великую Вечерю Любви. Вместо песнопения "Се Жених..." поется тропарь Великого Четверга: "Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся и беззаконным судиям Тебе, Праведного Судию, предает…" (ТП. Л. 424). В нем, изобразив мрачное состояние души предателя, недуговавшего сребролюбием, святая Церковь обращается и к каждому "имений рачителю", чтобы он бежал от подражания столь "несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия". В этом тропаре Церковь громогласно повторяет неоднократные предостережения Господа против безумной, богозабвенной привязанности к материальному богатству. На примере Иуды сбылись слова Спасителя:Не можете служить Богу и маммоне (Лк 16:13). По важности воспоминаемых событий из земной жизни Христа Спасителя, с этого дня до Фоминой недели по церковному уставу прекращается чтение Псалтири, поэтому сразу после пения этого тропаря бывает чтение Евангелия от Луки, повествующего как о приближении праздника опресноков и о приготовлении к нему уче
... Читать дальше »