22 мая Православная Церковь празднует день перенесения мощей святого из Мир Ликийских в Бар (1087)
Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Италию, является, пожалуй, наиболее заметным описанным хронистами событием в средневековый период. В основе этого, ставшего легендарным, исторического факта лежит переплетение веры и патриотических, политических и экономических амбиций. По прошествии более чем девятисот лет со времени перемещения мощей необходимо критически отнестись к легенде, которую преподносят туристам и паломникам в современной Турции, совершенно не считаясь с историческими фактами, а порой и оскорбляя память святого Николая Чудотворца.Рассмотрим известные нам хроники с точки зрения традиций Бари, Венеции и Ликии, попытаемся понять цели и задачи, которые преследовали жители трех областей Средиземноморья в свете владения бесценным сокровищем.
Более четверти века Великий угодник Божий Николай Мирликийский возглавлял свою паству и, достигнув глубокой старости, умер «в возрасте старше 70 лет, «после непродолжительной телесной болезни… он перешел в вечную блаженную жизнь 6 декабря 335 г. от Рождества Христова. На погребение святителя Николая «собрались епископы Ликийской страны со всем клиром»и народ из разных городов. Честное тело святителя было захоронено около церкви Святого Сиона, в которой он служил. Обычай погребать людей в храмах возник в конце IV — начале V в., т.е. после смерти святителя, и был узаконен после Карфагенского собора в 419 г.
Изучая акрополь ликийской митрополии, можно допустить, что тело святителя положили в типичный для римского периода саркофаг. Но мы не можем согласиться с тем, что мощи находились в саркофаге, который сейчас демонстрируют в «Николаевском храме» турецкого города Демре. При жизни Николай Чудотворец уничтожил храм Артемиды и вел ярую борьбу с язычеством. А судя по изображениям на саркофаге, гробница явно принадлежала язычнику. Все попытки объяснить, что этот саркофаг использовали повторно для упокоения тела святителя, в некотором смысле оскорбляют память святого — он не мог быть погребен в древнем языческом гробу. В 336 г. Стратилаты прибыли в Миры, и, узнав, что святой Николай умер, «они разыскали место, где лежало его честное тело… [и] почтили Николая, соорудив портик» церкви. Так как для IV в. характерно строительство в память святых мартириев — особых строений, то мы предполагаем, что воеводы построили первый памятни
...
Читать дальше »