Блог - ДОБРОГО ДНЯ

Меню сайта
 
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 14
 
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

12:37
Черно-белое мышление... Как увидеть радугу?
Черно-белое мышление... Как увидеть радугу?

Воцерковляясь, мы сознательно настраиваем себя на совестливые, доброжелательные отношения с ближним. На практике же бывает как всегда. А почему? Оказывается, увидеть, какой же этот ближний, кто он на самом деле, не так уж и просто. Давно известно, что мы реагируем не на события, а на свои представления о них.

Поэтому очень важно, как мы мыслим и воспринимаем мир. Ученые давно заметили, что есть формы мышления, которые помогают человеку не решать, а создавать проблемы. Одна из этих форм – черное-белое мышление. Мир видится в черно-белых красках, без полутонов. Человек мыслит категориями «все» или «ничего» и считает себя полным неудачником при малейшем несовпадении ожиданий с реальностью. Надо сказать, что наше сознание неоднородно и поэтому мы с успехом сочетаем разные виды мышления.

Плох он или хорош? 
Черно-белое мышление формирует привычку делить мир на плохих и хороших. И иногда мы со всей серьезностью пытаемся решить: «Так достоин или недостоин моей симпатии тот, кто вчера еще назывался другом, а сегодня обидел, нагрубил? Плох он или хорош?». Ведь, вглядываясь вглубь себя, обнаруживаем, что «хороший – тот, с которым мне хорошо, а плохой – тот, с которым плохо». Черно-белое мышление устанавливает шкалу с двумя крайностями, а затем заставляет людей думать, что иного выбора нет. В итоге мы принимаем очень упрощенное, категоричное представление о мире и его объектах. И это приводит к тому, что жизнь мысли прекращается. «Зачем думать?! Важно просто запомнить категоричные определения, не делая никаких дальнейших попыток разобраться».
Теперь можно обратить наш взор в православную среду, где черно-белое мышление везде оставляет свои следы. «Если вы не служите на украинском языке, вы – московский запроданец. Если служите – человек, любящий Украину». Все! Других вариантов нет. Теперь можно идти по миру и «рубить сплеча». «Если ваш ребенок кричит во время причащения – он бесноватый. Если ребенок тихо слушает Евангелие – будущий святой». А когда в 14 лет «будущий святой» заявляет: «Не пойду в Церковь», – родственникам с черно-белым мышлением остается думать: «Темные силы вселились»? Так же обсуждается и вопрос психологии: «Психологи либо нужны, либо не нужны». И это нужно решить прямо сейчас, навсегда запомнить и никогда больше не отказываться от только что принятого решения. То, что в жизни одного и того же человека могут быть ситуации, когда ему психологи были нужны, а потом перестали быть нужны; что он может встретить не очень хорошего специалиста, который действительно ему не нужен, или рядом окажется понимающий друг, который готов часами слушать о том, что «никто меня не понимает», и при этом одновременно и сочувствовать, и вразумлять – такие варианты не рассматриваются. Ведь может быть либо «да», либо – «нет». Похоже на написание программного алгоритма.

Пшеница и плевелы
И все же мы хорошо знаем: добро и зло – антонимы. Но часто забываем, что различить хорошее и плохое, мы не всегда умеем. «Многие говорят: наказание должно следовать за каждым дурным поступком. Но что такое это «дурное», «худое» – не все правильно понимают», – считал святитель Иоанн Златоуст. Да и в Евангелии читаем, что вырывать плевелы не нужно спешить, ведь с ними можно вырвать и пшеницу. Очевидно, это прямо указывает на то, что отличить хорошее от плохого не так просто. Простой пример: ребенок поел и больше не хочет. «Надо его уговорить доесть. Плохо оставлять еду на тарелке. Это неуважение к труду матери и к Божьему дару», – достаточно нравственно рассуждают одни. «Заставляя доедать, мы учим ребенка переедать, делаем из этого привычку», – не менее здраво рассуждают другие. Поэтому выбор зависит от контекста, от совокупности обстоятельств. И не все, что является добром в одной ситуации, является им в другой. Да, добро и зло существуют. Но мир вокруг нас – это множество взаимосвязей между людьми, особенностями их характера и событиями, поэтому границы всегда размыты.

Ворона и павлин
В парке дворца на ветке апельсинового дерева сидела черная ворона. По ухоженному газону расхаживал павлин. Ворона прокаркала: «Посмотрите на эту нелепую и гордую птицу. Как высоко она задирает свою голову, с каким самомнением она гуляет по нашему саду! Взгляните на ее оперение – какие неприятные яркие цвета». Павлин помолчал какое-то время и грустно ответил: «Думаю, в твоих словах мало правды. Ты увидела, что я смотрю вверх, и решила, что я надмеваюсь. А я всего лишь не хочу видеть свои некрасивые морщинистые ноги. А мои перья – это то, что очень нравится людям во мне». 
Наверное, нет смысла комментировать эту восточную сказку. Ее смысл на поверхности. Зато можно понаблюдать за своей жизнью: кем мы бываем чаще – вороном или павлином. Хотя, скорее всего, оба эти героя успешно живут в нас, проявляя себя по очереди и даже не всегда зная друг о друге.

Образ Я
При черно-белом мышлении и я сам могу быть или очень хорошим, или очень плохим. Если я иду каяться, то всплывает мой «черный образ себя», и тогда депрессивность мне обеспечена. И проблема не в том, что не надо плакать о грехах, а в том, что не надо так упрощенно смотреть на себя и мир. Ведь человек – это и образ Божий, и грех, его повреждающий, и тайники души, о которых так тонко писал архимандрит Киприан (Керн).

Амбивалентность
Противоположностью детскому, черно-белому отношению к миру является взрослое – амбивалентное. Амбивалентность (от лат. ambo – «оба» и лат. valentia – «сила») говорит о двойственности чувств, которые мы испытываем к одному и тому же человеку, например, чувство симпатии или антипатии. Это обусловлено нашей нецелостностью и нецелостностью окружающих нас людей. Мать может одновременно чувствовать к ребенку любовь и раздражаться из-за его громкого голоса. Будучи детьми, мы не в состоянии понять, что мама одновременно любит и заботится, и устала и хочет от нас отдохнуть. Поэтому видим что-то одно и строим отношения с мамой так, как будто это вся истина о маме. Получается, что одно из амбивалентных чувств вытесняется. Поэтому рождаются образы либо идеально прекрасные, либо откровенно ужасные. И тогда, если человек, образ которого был прекрасен, вдруг сказал резкое слово, обидел, проявил грубость, мир наших представлений начинает рушиться: «Как она могла? Ведь я думал, что она …». Важно отслеживать все свои чувства и признаваться себе в них. Это даст нам возможность не впадать в крайности, а понимать всю сложность и глубину человеческих взаимоотношений. Принятие амбивалентности – это выход из черно-белой позиции по отношению к миру. 
Святые отцы указывали нам, что не стоит сильно доверять своим мыслям и взглядам. «Не верь глазам своим» – это не значит «иди по жизни с закрытыми глазами», а значит, что не надо доверять всем своим представлениям о ближних, о жизни. Это не значит, что не надо мыслить в принципе. Просто полезно мыслить о том, как я мыслю. Исследовать свои образы мышления. Ведь от того, как я мыслю, зависят и ответы на вопросы: «Кто мой ближний? Каков мир вокруг меня? Какой я?». И если я замечаю, что делю людей на злых и добрых, при этом обесценивая добрые дела тех, кого назвал «злым», и некрасивые поступки тех, кого назвал «добрым», может, я нахожусь в зоне «черно-белого» мышления?

Просмотров: 579 | Добавил: jnp | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
 
Поиск
 
Календарь
«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
 
Архив записей