Я с Вами во все дни...
Дева Мария — самая лучшая и чистая женщина во всём мире, вместившая в Себя Невместимое и, казалось бы, Она не должна была умереть, ведь даже Енох и пророк Илия была взяты на Небеса в теле. Но Она прошла весь человеческий путь и отдала должное природе, чтобы люди не посчитали тайну вочеловечивания Сына Божия мифом. Кроме того, Успение Богородицы несёт нам успокоение: люди, взирая на Пречистую Деву, не должны бояться пройти вратами смерти. Ибо смерть — это лишь переход в жизнь вечную. Ведь все апостолы, родственники Приснодевы, все христиане Иерусалимской церкви воочию видели, как Христос принимает Её душу. Все видели, что при Успении Царицы Небесной видимым образом присутствовали Архангелы, Серафимы, Ангелы, пророки, которые проповедовали Божией Матери о рождении Спасителя, родители Девы Марии — праведные Иоаким и Анна. Это видение — уход Богородицы в жизнь вечную — было настолько светлым, что свечи, которые горели при Её Успении, померкли в этом блистающем нетварном свете. И чудное благоухание наполняло здание. — Но у нас-то страх смерти всё равно остаётся, и это понятно — нам предстоят посмертные мытарства, чего избежала Богородица. Она молитвенно просила Сына Своего избавить Её от видения сатаны и злобных сил тьмы. — Потому мы каждый день заканчиваем вечерню молитвою: «Пресвя тая Богородице, буди ми предстательницей всей жизни, в час сме ртный избави от бесов и по смерти упокой!» А мытарств боятся только нераскаявшиеся грешники. Уверен, что прп.Серафим Саровский, прав.Иоанн Кронштадтский и все святые угодники не страшились смерти. А нам, грешным, покаяние, пост, молитва и добрые дела открывают врата Царствия Небесного лучше всяких ключей. Из Святого Предания мы знаем, что Пречистая в конце Своих ежедневных молитв давно уже просила о разрешении от плоти, чтобы воссоединиться со Своим возлюбленным Сыном Иисусом Христом. И за несколько дней до смерти Она получила свидетельство, что почиет через три дня: Архангел Гавриил вручил Ей светящуюся финиковую ветвь из райских садов, сказав, чтобы её несли пред гробом. Св.Иоанн Богослов, рассмотрев веточку, оповестил всех о грядущем событии, и Иерусалим наполнился христианами. Все плакали и просили, чтобы Богородица не покидала их. Такое почитание при жизни тем более удивительно, что ведь Сама Богородица не претендовала быть апостолом или священником и совершать Литургию, в отличие от современных женщин, которые на Западе уже становятся священниками и епископами. О Божией Матери мало сказано в Евангелиях и ни слова в деяниях апостолов, хотя Она главнее всех их. Это говорит о Её великой скромности. А для всех женщин это — пример для подражания и великая истина: если мы будем скромно себя вести, то будем выше всех. Дальше события развивались так. Господь принёс всех апостолов на облаках к дому умирающей Богородицы, чтобы они простись с Ней. Апостолы беседовали с Божией Матерью и радовались и скорбели одновременно. Пречистая, видя их скорбь, утешала, что на Небе Она будет ближе к Богу и больше сможет им помочь. Тут дом стал наполняться нездешним светом и крыша открылась. И Сам Христос в окружении сил Небесных сошёл и сказал: «Приди, ближняя моя, приди, возлюбленная Моя». Богородица приподнялась на смертном ложе и поклонилась Ему. Потом легла, закрыла глаза, будто уснула, и все видели, как из Неё вышла белая душа. И как когда-то Она нянчила на руках Богомладенца Христа, в начале Его прихода в земную жизнь, так теперь Христос держал на руках душу Пречистой Своей Матери при переходе Её в жизнь вечную. Пресвятая Богородица поднялась на Небо, как и Иисус Христос. И это было предсказано пророком Давидом: «Воскресни Господи, Ты и Киот святыни Твоей». То есть Божия Матерь повторила земной путь Иисуса Христа. — Именно поэтому Она три дня во гробе провела, как и Иисус Христос, до того как воскрес «в третий день по Писанию»? — Да, Она должна была воскреснуть, но до этого пройти смерть, как Её Сын. Она Сама хотела этого по смирению Своему. Кроме того, смерть Богородицы показывает, что Она — человек, как и все мы. Успение и последующее воскресение Божией Матери уверяет нас в истине, что с нас снято проклятие за грехи воплотившимся от Пренепорочной Девы Христом Спасителем и даровано всем воскресение из мертвых в последний день мира. Когда апостолы и все христиане скорбно шествовали со гробом Богородицы к семейному склепу, где покоились её родители и св. Иосиф Обручник, Ангелы образовали над ним облачный круг. Евреи, особенно законники, фарисеи, в злобе смотрели на почести, воздаваемые Божией Матери. Первосвященники послали солдат, которые должны были всех разогнать, а тело Девы Марии сжечь. Но когда те напали на процессию, облака ангельские опустились вниз, и воинов поразила слепота. Когда же облако приподнялось, иудейский священник Афоний, кипя ненавистью, попытался опрокинуть одр Пречистой. Ангел мечом мщения отсёк ему руки. Афоний упал на колени и вскричал: «Горе мне! Помилуйте меня, рабы Христовы!» Ап.Пётр сказал: «Исцелить твоих ран мы не можем, если ты не раскаешься и не поверишь в Иисуса Христа». Священник возо- пил: «Мы знали, что Иисус есть Сын Божий, но по зависти и злобе, которая нас мучила, предали Его позорной смерти. Признаю Христа Богом и Спасителем». Пётр сказал: «Приложи обрубки рук к отсечённым частям». Афоний сделал так, и руки срослись, но осталась красная черта как напоминание. И прозрели все ослепшие воины, прощённые милосердной Божией Матерью. А через три дня явился ап.Фома и очень опечалился, что не смог проститься с Пречистой Богородицей. — Почему Господь не принёс его на облаке, как всех апостолов? Это было наказание за то, что Фома вечно во всём сомневался? — Напротив, апостолу Фоме Господом была уготована особая миссия. Фома был человек не просто сомневающийся, но очень серьёзный, имеющий отличительный от других апостолов характер. Когда Христос изъявил желание идти в Иудею для воскрешения Лазаря, ученики стали отговаривать, ведь фарисеи могли убить Его. Тогда Фома сказал: «Пойдём и мы умрем с Ним» (Ин.11.16). Позднее именно он удостоверил и прославил самое главное действо в истории земной жизни Сына Божия — Воскресшего Христа, вложив персты в Его раны. И по Успении Богородицы он сделал самое главное — прославил воскресшую Пресвятую Деву. Никто бы об этом не узнал, возможно, если бы не поздний приезд ап.Фомы и не необходимость отвалить камень от гроба, чтобы он мог проститься с Божией Матерью. Ведь, войдя в склеп, апостолы обнаружили, что тело Пречистой исчезло, осталась только благоухающие погребальные пелены. Так Фома послужил удостоверению главного чуда — воскресению тела Пресвятой Богородицы! Но Богородица знала, сколь тяжело будет людям на земле без Неё, поэтому оставила нам в залог Своей любви Свои иконы, перед которыми мы можем молить Её о помощи и заступничестве. А когда апостолы в день освидетельствования в склепе Её пустой плащаницы после трапезы стали славословить Господа, они увидели в воздухе Богородицу, окружённую небесными силами. Она сказала: «Радуйтесь! Я с вами есмь во все дни». — Успенский пост близок по строгости соблюдения к Великому посту. Почему? — Он длится с 14 по 27 августа. Этим постом Святая Церковь почитает Пресвятую Госпожу Богородицу, которая, предстоя перед Богом, неизменно молится о нас. В Успенский пост следует питаться, как и в Великий пост. Рыбу разрешается вкушать только в праздник Преображения Господня. При совпадении праздника Успения со средой и пятницей разрешается есть рыбу, а разговины — начало вкушения мясной пищи — переносится на следующий день. А мы, имея такое чаяние общего воскресения из мертвых, через покаяние, добрые дела, пост и молитву будем стараться сделаться достойными славного воскресения в жизнь вечную.Отвечает настоятель Варваринского храма в пос.Рахья иерей Илия АМБАРЦУМОВ. Адрес: 188671, Ленобласть, Всеволожский р-н, пос.Рахья, Ленин градское шоссе, 15-а. Тел.8(813-70)31-882 Записала Варвара АКИМОВА
|