Блог - ДОБРОГО ДНЯ

Меню сайта
 
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 14
 
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

16:31
Несение креста
Несение креста

Основным в христианском нравственном учении является учение о тесном пути, или крестоношении. Святитель Игнатий Брянчанинов указывает, что тесный путь установлен Самим Богом для истинных служителей Его.
«Господь наш Иисус Христос провел земную жизнь Свою в величайшем смирении, подвергаясь непрестанным скорбям и гонениям, преследуемый, оклеветываемый, поносимый врагами Своими, которые, наконец, предали Его позорной казни вместе с уголовными преступниками. Путь спасения, вводящий в жизнь вечную, установлен Господом тесный и прискорбный – установлен и всесвятым примером Господа, и всесвятым учением Господа. Господь предвозвестил ученикам и последователям Своим, что они в мире, т.е. во время их земной жизни, будут скорбны, что мир будет ненавидеть их, что он будет гнать их, уничижать, предавать смерти. Господь уподобил положение учеников и последователей Своих посреди порочного человечества положению овец посреди волков. Из этого видно, что скорбное положение во время земной жизни есть установление Самого Господа для истинных рабов и слуг Господа. Этого установления, как установления Господня, невозможно отклонить никаким средством человеческим, никакой мудростью, никаким благоразумием, никакой предусмотрительностью, никакой осторожностью».
 «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Чтобы правильно понять смысл этих слов, надо вспомнить, в каких обстоятельствах они были сказаны. Перед входом в Иерусалим апостол Петр стал отговаривать Христа от страданий примерно так: «Учитель… Зачем?.. Да не будет этого с Тобой!.. Ты учишь, мы учимся… народ за нами ходит… слава, почет, уважение… И вдруг – какие-то страдания, смерть, катастрофа… Зачем это все, Учитель? Да не будет этого с Тобой! Мы Тебя так любим, не лишай нас Твоего общения, не покидай, будь с нами здесь, на земле, подольше…»
Так примерно говорил Петр, и вот Господь обернулся к нему и гневно сказал: «Отойди от Меня, сатана»! Господь сказал это тому, кого недавно называл основанием Церкви?! «Отойди от Меня, сатана, – сказал, – потому что ты думаешь о том, что человеческое, а не о том, что Божие». В этот момент в апостоле проявилось в полной мере то, чем живет современный мир. И дальше Господь говорит, как будто прямо о нашей жизни, о главном в ней: «Кто хочет душу свою спасти, – говорит Господь, – тот ее потеряет». То есть тот, кто захочет прилепиться к земле, к земной жизни с ее удобствами, наслаждениями, достатком, комфортом, властью, тот душу свою погубит.
Взять крест — это значит великодушно переносить насмешки, поношения, гонения, скорби. 
Взять крест — это значит претерпеть без ропота и жалоб тяжкий, невидимый никому труд над собой, томление и мученичество души ради исполнения евангельских истин. Это борьба с духами злобы, которые восстанут на того, кто возжелает свергнуть с себя иго греха и подчиниться Христу.
Взять крест — это добровольно и усердно подчиниться лишениям и подвигам, которыми обуздывается плоть. Живя во плоти, мы должны научиться жить для духа. 
И надо обратить особое внимание на то, что каждый человек на своем жизненном пути должен поднять именно свой крест. Крестов бесчисленное множество, но только мой врачует мои язвы, только мой будет мне во спасение, и только мой я понесу с помощью Божией, ибо он дан мне Самим Господом. 
Несение креста – это дело прежде всего внутреннее. Господь больше всего обличал внешнее, показное благочестие, фарисейство. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Главное – вера, смирение, покаяние – то есть спасение внутри. 
Не ищи больших скорбей и подвигов, чем те, что есть на жизненном пути, — это гордость сбивает с пути. Не ищи освобождения и от тех скорбей и трудов, что посланы, — это саможаление снимает тебя с креста. 
Надо довольствоваться тем, что по твоим силам телесным. Дух самомнения и самообольщения будет звать тебя к непосильному. 
Как разнообразны в жизни и скорби, и искушения, которые посылает нам Господь для врачевания нашего! Какое различие у людей и в самих телесных силах и здоровье! Как разнообразны и наши греховные немощи! 
Да, у каждого человека — свой крест. И этот свой крест заповедано каждому христианину принять с самоотвержением и последовать Христу. 
Можно нести свой крест в мыслях, в чувствах. Это очень важная часть нашей духовной жизни – борьба с помыслами. Не осуждать никого даже в мыслях, а молиться. Не распускаться, не капризничать, не раздражаться, а терпеть. Не ругать даже погоду, не сердиться даже на неодушевленные предметы: «Ну что ж, вот и слава Богу, это мне упражнение на терпение, для души это лучше, полезнее, чем когда все идет без сучка без задоринки». 
Не обижаться, а принимать укоры и каяться. Не говорить лишнего, а молчать. Не упрямиться, а уступать. Не унывать, а радоваться. 
Когда мы не злимся, не даем сдачи, не огрызаемся, не надуваемся, даже не думаем ничего в свою защиту, не осуждаем про себя никого, когда мы страдаем, терпим – пусть даже самое малое, – это очень много. Мы не оставляем своего креста. Мы живем. Каждый миг этого страданья – это крупицы жизни христианской, евангельской, небесной – уже на земле. 
Жаль, что мы помолчим-помолчим, а потом все и выскажем. Потерпим-потерпим, а потом сорвемся. Вроде не думаем дурного, не осуждаем, изо всех сил стараемся во всем видеть хотя бы долю своей вины, а потом опять накатывают старые и новые обиды, и жалко себя… Бросили терпеть, не думать и не говорить дурного, – и все труды насмарку, все одним махом разрушено, креста уже нет. 
Возгордился, осудил, бросил терпеть – и сошел со креста. Можно очень долго терпеть, а потом сойти со креста мгновенно. 
Кайся и снова бери крест. Другого пути нет.
Крест каждого из нас – нести в мир добро вопреки злу. Стать христианином в современном мире тяжело, но быть им – легко, если с радостью и любовью нести в себе образ Христа, Который учит нас быть добрыми, миролюбивыми, кроткими, трудолюбивыми и т.д. Вспомним слова апостола Павла к Тимофею: «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». Это и есть наш крест! В семье, на работе, на улице, в церкви будем гонимы, но не надо бояться этого, ведь с нами – Бог! 
Есть одна притча. По дороге шла толпа людей. Каждый нес на плече свой крест. Одному человеку казалось, что его крест очень тяжелый. Приотстав от всех, он зашел в лес и отпилил часть креста. Довольный тем, что ему стало гораздо легче нести свой крест, он догнал толпу и пошел дальше. Вдруг на пути оказалась пропасть. Все положили свои кресты на край пропасти и перешли по ним на другую сторону. А «умный» человек остался на той стороне, так как его крест оказался коротким… 
Для христианина взять свой крест и нести его – это единственно верный спасительный путь. Не будем его оставлять, подпиливать, менять, а примем с благодарностью, кротостью и терпением.
Дьявол, конечно, все время хочет сделать так, чтобы мы сошли со креста. Так и Спасителю говорили: «Сниди со Креста» (Мф. 27, 40). Все для этого делает: лишь бы только раздражились, осудили, ослабили, оставили пост, молитву, хранение ума, сердца, языка… Как сказал однажды какой-то греческий подвижник: «Главное крест нести, а не тащить. Тащить — слишком тяжело». Нести — это значит мужественно «пробиваться» сквозь все то, что мешает идти за Христом каждому из нас, день за днем преодолевая себя, день за днем полагая начало исправлению. Тащить — малодушествовать, жалеть себя, страшиться вечной погибели и практически ничего не делать для своего спасения.
Бывает и иной крест — болезней, невзгод, скорбей, несправедливых обид. И его тоже можно нести, а можно тащить. Можно благодарить за испытания Бога или, по крайней мере, раз за разом повторять: «Достойное по делам моим приемлю». И можно без конца малодушествовать, роптать, твердить без умолку: «За что мне все это?!». Забывая, что каков бы ни был посланный нам крест, все одно — древо, из которого он сделан, выросло на почве нашего сердца. Из орудия казни претворил его Господь в орудие спасения. Не только Свой Крест, стоявший некогда на Голгофе, но и каждый из наших маленьких, едва приметных крестиков.
Сам Святой Дух приветствует подвергшихся скорбям приветствием небесным. «Всякую радость имейте, братья мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак. 1, 2). «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5, 11-12).
Несение креста – как сама жизнь – может быть только постоянным. Поэтому апостол Павел заповедовал нам: «Всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите» (1 Сол. 5, 16-18). Крест можно нести только с Божией помощью. Потому Батюшка Николай Гурьянов просил: «Господи, помилуй, Господи, прости, Помоги мне, Боже, крест мой донести».
Крест нужно донести до конца. «Претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10, 22). «Верный в мале, и во мнозе верен есть» (Лк. 16, 10). Жизнь протекает вроде бы в мелочах, но сам выбор – это главное в нашей жизни. Из этого выбора она вся и составляется – как из минут составляются годы и вся жизнь, это и определяет ее качество. Когда мы несем свой крест, мы действительно живем, мы идем путем Жизни Вечной. Крест – это путь на Небо. Крест – Животворящий. 
Быть верным своему кресту бывает очень трудно. Даже когда требуется малое наше страдание, например, промолчать в ответ на какую-то напраслину, на недоверие, на холодность, равнодушие, раздражение, или ответить спокойно, доброжелательно бывает трудно. Проглотить, потерпеть. Вот такое страдание души может быть очень велико, даже если речь не идет о чем-то важном: какая-то обидная, может быть, очень обидная мелочь. Такое незлобие – это несение креста. 
Даже если явная несправедливость: тебе, допустим, приписали какие-то низкие намерения, которых у тебя не было, у тебя были даже какие-то высокие соображения – и это можно стерпеть, понести как крест, как страдание, остаться яко нем, не отверзая уст своих (Пс. 37, 14). Смириться, сказать себе: «А разве не было такого, чтобы я думал нечто дурное, а никто об этом и не догадался? Да сколько угодно! Но эта несправедливость меня устраивала? Понесу и другую. Разве не было такого, чтобы я когда-то думал, говорил о ком-то, воспринимал кого-то хуже, чем они есть? Наверняка это было, теперь я могу почувствовать, каково им это было». Даже предательство, любой чужой грех можно понести по-христиански, обратив на себя: вот какую боль причинял я ближнему, делая так. 
«Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). Ни один человек не относится к тебе хуже, чем ты есть, потому что ни один человек не заглядывал в твою душу, не мерил твою бездну греховную – один Господь о ней знает. Какая же любовь Божия: знать это все про нас, до дна – и все-таки любить нас куда больше, чем мы любим друг друга, терпеть, прощать без конца. Страдать за нас! И прежде всего – страдать от нашей нелюбви: к Богу, друг к другу, от нашей безграничной неблагодарности. 
Крест – это правда, это мудрость. Грех, гордость – это принятие дьявольской лжи, это глупость. Страсти невозможно уговорить, убедить – можно только плоть распять со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Страсть чревоугодия распинается постом. Гордость – смирением, терпением. Это мучительно для гордости. Но справиться с ней можно только несением креста. Без поста, без креста нет истинной веры. Ведь радости, удовольствия, комфорт, которые в наше время возведены в ранг высших ценностей жизни, на самом деле ничего не стоят, они ничего не создают, они потребляются – и все. А создает, строит жизнь, препятствует распространению зла несение креста, именно оно не дает злу хода – тем, что не дает сдачи, не передает зло дальше, не умножает его, а гасит в себе, страдая. Отчего в Спасителе такое чудное спокойствие среди самых тяжких страданий? – От всецелой преданности Его воле Бога Отца. Он страдал, Он молил, как Человек, чтобы чаша страданий была пронесена мимо Него. Но наступила минута, которую Он завершил молитвой: «Не Моя воля, но Твоя да будет». После этого Спаситель уже не молился о мимонесении предопределенной Ему чаши страданий...
Господь показал этот образец, чтобы и мы искали спокойствия в совершенной преданности воле Божией.
Кто хочет достигать предписанного в Евангелии совершенства, тот отрекись от своей воли и живи так, как Бог велит, потому что без воли Божией и волос с головы твоей не пропадет. Не обращай внимания на приятное и неприятное для твоего самолюбия. Не надейся на сильных покровителей и не сердись на своих видимых врагов. Приятное даруется тебе, чтобы ты не унывал, а неприятное – чтобы ты не забывался. Сильные мира могут оказать тебе поддержку, если дозволит это Бог, а притеснители могут душить тебя, позорить, вредить, пока попустит им Бог. Возведи ум и сердце к Богу – сам поверишь, что решительно всем управляет Бог. Без воли Божией можно делать зло, но и самое зло ведет к тому, чтобы яснее и милее стало добро.
Ныне это учение особенно важно, поскольку, по предсказанию Отцов, в последние времена иноки и все христиане спасаются преимущественно терпением скорбей. Другие делания: особый пост, труды и великие телесные подвиги, бдения и т.д., по причине оскудения душевных и телесных сил, у нас отняты. 
Некогда Святые Отцы египетского скита пророчески беседовали о последнем роде. «Что сделали мы?» – говорили они. Один из них, великий авва Исхирион, отвечал: «Мы исполнили заповеди Божии». Спросили его: «Что сделают те, которые будут после нас?» «Они, – сказал авва, – будут исполнять делание вполовину против нас». Еще спросили его: «А что сделают те, которые будут после них?» Авва Исхирион отвечал: «Они отнюдь не будут иметь монашеского делания, но им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, будут выше нас и отцов наших».

Просмотров: 509 | Добавил: jnp | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
 
Поиск
 
Календарь
«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
 
Архив записей