Так что же есть истина?
На этот пилатовский вопрос Спаситель не ответил, потому что Пилат вышел, не желая выслушать Его. Да и ответ, по-видимому, был бы обширным, не приемлемый для суда. В учении Священного Писания нет единственного смысла в определении этого слова. Так Спаситель в беседе с Апостолами говорит Фоме: «Я есть путь и истина и жизнь», называя этим именем Себя по Божеству. Пр. Иеремия называет вообще Бога истиной: «Господь Бог есть Истина». Ап Иоанн называет этим именем Духа Святаго: «И Дух свидетельствует о Нем (Христе), потому что Дух есть истина» (1 Иоан.5,6). Но чаще мы встречаем в Писании это название, употребляемое в смысле учения о Боге и о Его мире, о сотворении и деле спасения человека. Если перечислять все направления учения истины, то наверно на одной странице не вместить. Однако надо сказать одно: чего бы мы ни назвали словом «истина», мы в разъяснении придем к тому, что основанием его является Вечно непостижимый Бог. И все, что мы называем истиной, исключает всякое уклонение, всякое разномыслие, так как истина может быть только одна в отличие от разных суетных суждений, «правд» и тем более путей заблуждений и лжи. В Божием смотрении всякое уклонение от истины получает отрицание, осуждение, т. к. при нераскаянности и неисправленности оно ведет к осатанению, уводит в царство дьявола из Царства Божия. Причиной падения сатаны и его последователей Спаситель указывает Иудеям именно отход от истины: «Ваш отец дьявол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне» (Ин.8,41-45). Это Господь говорил фарисеям – ревнителям иудейских традиций, т. е. ветхозаветным церковникам. Во времена Христа это были притворщики, прикрывающиеся видом благочестия, в действительности же отличавшиеся лицемерием и самолюбием. К горькому сожалению в наши дни этим отличается в большинстве духовенство Московской патриархии, и различных расколов. Будучи полные хищения и неправды они мнят и стараются показывать себя истинными христианами. И как тяжело их вразумить, отвратить от погибельного пути! Они горды своим богатством и могуществом. Уничтожив священство прежнего благодатного поставления, захватив и присвоив себе храмы верной Богу Церкви, они борются с ней, презирают ее за нищенство, к какому привели руками друзей своих большевиков – врагов Христовых. Людей они обольщают благолепием храмов, красотой и чинностью богослужений, но на это же всегда делали ставку все еретики. Себя они мнят истинными, каноничными пастырями благодатной церкви. Не зря же две тысячи лет назад Апокалипсис показал МП в образе «жены, сидящей на звере багряном», упоенной «кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых» и говорящей в сердце своем: «сижу царицей, я не вдова и не увижу горестей» (Откр.18,7). Это означает, что она мнит себя благодатной невестой Христовой, не оставленной Им. И в то же время она в этом мире, восседая на звере багряном – большевистском режиме, себя чувствует царицей, добилась статуса наследницы всего имущества Российской Православной Церкви. В этом процветании она уверена в устойчивости своего положения – «не увижу горестей». Однако ждет ее страшная расплата. Десять рогов зверя – «царей павших», которые воцарят над собой антихриста - «зверя, выходящего из бездны», возненавидят эту жену-блудницу и уничтожат ее прежде передачи своей власти зверю. Конец ее показан ужасный: «В один день придут на нее казни, смерть и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее» (Отк.18,8). Она названа также блудницей и «матерью блудниц», т. е. «родившей» своим предательским курсом подобные ей другие поместные церкви и раскольничьи образования. Она действительно царствует. От Церкви, верной Христу остается жалкий остаток. В последние 12 лет от Церкви Христовой – РПЦЗ откололась большая часть: почти весь епископат во главе с архиеп. Лавром (Шкурлой) соединился с безблагодатной помощницей большевизма – МП. Остаток же верных исповедническому курсу во главе с четвертым Первоиерархом РПЦЗ митр. Виталием (Устиновым), к сожалению, не явил должного единства в верности Православию: начались расколы, отпадения. И вот в данной ситуации нашлась часть противников поспешного соединения РПЦЗ с Московской патриархией, в принципе же не отвергающая соединение, но согласная с ним на особых условиях, среди которых ставился принцип: «соединение в истине». Звучит этот тезис даже завораживающе. Первое время и я ему верил. Но что он означает?
Во-первых, объединение, «соединение в истине», может происходить только в однородной среде: подобного с подобным. Это есть соединение равных частей, исповедующих одну веру, одинаково каноничных, верных исповедническому курсу, одинаково пребывающих в истине, а разногласящих в каких-то несущественных вопросах, или разъединившихся по ошибке. В таком случае должно создаться одно общее руководство, выработаться единое направление, устраивающее обе соединяющиеся части. Но если соединяющиеся части не равны хотя бы количественно, не имеют равное в могуществе положения в этом мире, то уже равноправного объединения не будет. Сильнейший будет требовать подчиниться своему уставу, в руководство допустит лишь минимальную часть, и в таком случае будет уже не объединение, а присоединение. Это мы видим теперь в соединении РПЦЗ с МП: зарубежная церковь просто утонула в океане Московской патриархии и подчинена ее церковно-политическому, надо сказать, погибельному курсу. Во-вторых, что означает «соединение в истине»? По-видимому, здесь разумеется принятие истинного исповедания обеими соединяющимися частями. Такой принцип, негласно разумеется в экуменическом объединении. К этому же призывались РПЦЗ и МП, а теперь ставится условием для объединения «осколков» РПЦЗ, разбежавшихся в расколы, начиная с 1993 г. В таком случае соединяющиеся части должны быть истинно православного исповедания, или одна из частей являющаяся такой, а другая, присоединяющаяся, потенциально способной принять истинное учение, присоединившись к первой. Но в таком случае уже будет не объединение, а присоединение. Что же мы видим в экуменическом движении? Кто там - в истине, и к какому «истинному» исповеданию устремляются? Большая часть членов его протестанты, исповедующие все старые и новые ереси. Туда же входят и язычники, католики и монофизиты. Влились туда и «православные» почти всех поместных церквей. Но кто они? В большинстве чада «блудницы» - МП, «усыновленные» еще в советский период. И все эти составляющие экуменическое движение исповедуют одну веру – компромисс, примирение с ложью, в отличие от истинной исповеднической веры, не терпящей лжи. Готовятся же они все к принятию единой религии – антихристовой. Уже одно вступление в экуменическое движение делает их явившими неверность Христу, ушедшими в царство сатаны. Также что истинное произошло, или что могло произойти чрез объединение РПЦЗ и МП? Кто из них стоял в истине? Основная часть духовенства РПЦЗ уже не была в истине, коль устремилась на слияние с МП – апокалиптической блудницей, рожденной в иудинском грехе – тайном сговоре с богоборческим режимом. Тем более об истинности МП можно сказать только с усмешкой. Также невозможно даже предполагать спасительность этого объединения, цели его. Теперь мы видим, что объединенная МП-РПЦЗ по-прежнему состоит в экуменическом движении, служит интересам чекистского курса Путина, плутократии, не предает анафеме Декларацию митр. Сергия, его гибкую компромиссную церковную политику. «Пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы» (Отк.18,2). Нашим языком можно сказать: окончательно опустилась МП через совращение и присоединение части РПЦЗ, сделалась полностью вместилищем всякому нечистому духу - всякой лжи, пристанищем всех проходимцев и плутов типа Гундяя. Своей погоней за наживой, компромиссным учением и сплетением со всякой ложью – вином блудодеяния она действительно развратила все народы. Чашу сих беззаконий она переполнила совращением РПЦЗ. Поэтому, не требовалось ли последовать призыву: «Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее» (Отк.18,4), а не призывать к объединению с ней «в истине»? То же надо сказать и о призыве объединиться «в истине» всем «осколкам» от РПЦЗ. И тут спрашивается: есть ли среди них «осколок», пребывающий в истине, в верности ей, не погрешивший раздиранием хитона Христова – расколом из самолюбивых соображений? Если найдется такой, то мы наконец-то нашли верную Богу Церковь. Но этот «осколок» не пойдет на компромиссное соединение с другими, чтобы не иметь участия в их беззаконии. Что искали суздальцы и лазаревцы, отделяясь от РПЦЗ и основывая свое сонмище? - Торжество своей «правдочки» и самолюбивое обособления. Такой же «правды» прот. Жукова и сохранения власти его над собой искали целищевцы и суржевцы, устроив бойкот законно созванному митр. Виталием Собору в 2006 г. Но еще более вредным для Российской Церкви является «осколок» «митр». Агафангела, который больше всех стремится к объединению других «в истине», или даже вернее, к присоединению всех к своей «истине». Он претендует на непогрешимость своих церковных деяний, однако его послужной список говорит об ином. Начал он с комсомола и женитьбы на иудейке, которая из верности своей вере с дочерью покинули его и уехали в Израиль. Далее следует рукоположение в «епископа» архиеп. Лазарем (Журбенко) и еп. Валентином (Русанцовым) в момент устроения ими раскола. Наверное, он понимал от кого и в какой момент получал епископство. Потом следует покаяние и принятие в РПЦЗ в сущем сане. И был бы его дальнейший путь действительно спасительным, но пришел злополучный 2000 год, какой начал проверку всех бывших исповедников РПЦЗ на устойчивость. Задолго, еще за семь лет до этого уже многие епископы стали выявлять свою склонность к предательству Православия, к сближению и далее - к соединению с МП. Собор 2000 г. открыл эти преступные чаяния в Послании к пастве, в обращении к сербскому патриарху за содействием в деле сближения с МП, в создании при Синоде особой Комиссии по рассмотрению путей соединения с ней. Верные Богу и Православию сразу же увидели этот отход епископата от исповеднической традиции РПЦЗ. Еп. Агафангел в разговоре со мной признался, что этого не видит в деяниях Собора. Это он говорил на Собрании священников и мирян в Воронеже 4-5 сентября 2001г., какое осудило деяние Собора 2000 г. Присутствующие архиереи Лазарь, Вениамин и Агафангел обещались на будущем Соборе в октябре защищать исповедническую линию митр. Виталия и его сторонников, в том числе составивших это собрание. Но два из архиереев лукаво уклонились от поездки на Собор и менее чем через год устроили новый раскол, а приехавший на Собор в Нью-Йорк Агафангел тут же переметнулся на сторону неверного епископата во главе с архиеп. Лавром. Это, между прочим, уже предвиделось из приведенных выше его слов. После этого Собора он в своей статье всячески обвиняет митр. Виталия, делая упор на его старость и оставленность его епископатом, и оправдывает линию Лавра. Ему вторит всем известный публицист М. Назаров, какой особый упор делал на «объединении в истине» и рьяно восстал против противников объединения с МП. Этот протест соединению он называет «фальстартом» - преждевременным выступлением, а сторонников исповеднической линии митр. Виталия «правыми протестантами». В итоге их убеждения вполне созвучны с Лавровскими: Московская патриархия является равноценной частью Российской Церкви одинаковой с Зарубежной и Катакомбной, но больной, хотя подлежащей исцелению. Для них МП такая же благодатная церковь, не смотря на провозглашенные на нее анафемы, и на признание ее нашими священномучениками апокалиптической блудницей, причастие в которой является «бесовской пищей». Однако не понятно, почему они не ушли в нее, тащась за Лавром к объединению с ней целых 6 лет. Вот «кредо» «митр». Агафангела, провозглашенное им в ЖЖ: «Русская Церковь, в силу политических обстоятельств, разделилась на части: Зарубежную часть, Катакомбную и ту, которую мы называем "подсоветской церковью" - Московскую Патриархию. Все три части (я знаю, меня будут критиковать) мы называем полноправными частями (если нравится - то осколками) единой Поместной Русской Церкви. Пребывающие в Зарубежной части находятся в Русской Православной Церкви, пребывающие в Катакомбной части находятся в Русской Православной Церкви и пребывающие в так называемой Московской Патриархии находятся в Русской Православной Церкви... Мы надеемся на то, что православным людям удастся "оздоровить" МП, а если нет, то надеемся на исход всех верующих во Христа из этой, уже не Церкви, но пребывающей в "предсмертном" состоянии, структуры. Таково, если так можно выразиться, наше упование (или наше, если хотите, кредо)». http://agafa-angel.livejournal.com/53496.html?thread=2475256#t2475256 Об этом «кредо» можно сказать только то, что в нем содержится полусергианская вера с надеждой на «оздоровление» МП, или перетворение «жены, сидящей на звере багряном» в «жену Агнца». «Митр». Агафангел считает МП частью единой «Русской» Православной Церкви. Во-первых, единая наша Церковь имеет именование, усвоенное ей Собором 1917-18 г. – «Российская», а название «Русская» дал своему новому образованию митр. Сергий (Страгородский), чтоб отличить ее от «Тихоновской». Во-вторых, сколько бы Агафангел ни старался приводить высказываний разных лиц, что МП является частью Русской Церкви на ряду с Зарубежной и Катакомбной, с этим верные Православию согласиться не могут. Они знают определения о МП Священномучеников, Соборов РПЦЗ, знают, что ее рождение чрез иудинское предательство и путь ее весь кровавый, осужденный Зарубежной и Катакомбной Церковью. В-третьих, когда говорили иерархи РПЦЗ о частях Российской Церкви и не исключали МП, то разумели народ, вынужденный пребывать в ней по необходимости и еще не просвещенный в истинном ее состоянии. Именно к народу, а не к руководству следует призыв: «Выйди от нее, народ Мой». Епископат и часть священства МП имеет подписку в сотрудничестве с органами Гос. Безопасности, не осуждает это и не приносит покаяния. Духовенство МП не имеет благодати Святого Духа, и если люди несведущие получают по милости Божией какие-то благодатные дары, то не через благодатность таинств, установленную Церкви Христом через Его дуновение на Апостолов и слова: «Примите Духа Святаго», а через сошествие Святаго Духа на каждого из Апостолов отдельно в день Пятидесятницы. Благодать эта всегда содействовала и проповедникам, и подвижникам, и каждому кающемуся отдельно по его обращению к Богу. «Митр». Агафангел сторонник объединения ранее с МП а теперь всех «осколков» «в истине». Но сам он пребывает ли в истине? Он восстал против митр. Виталия, отринув его исповедничество. Потом покинул и «митр». Лавра в день его ухода в МП, но не осудил его весь прежний путь. Тогда спрашивается: от кого он ведет духовное преемство? Какому курсу он верен? Его противление исповедничеству митр. Виталия вызвано только чаянием, иметь успех в своих путях в единстве с многолюдным и могущественным фронтом «митр». Лавра. Кстати это же было высказано в 2001 году еп. Вениамином (Русаленко), когда я отказался содействовать ему в подготовке раскола, и объявил о переходе в прямое подчинение Синоду митр. Виталия. Он в то время сказал мне: «Я уже обратился к митр. Лавру и жду ответ. Ты должен знать, что сейчас идет тяжба между Виталием и Лавром, и у Лавра все козыри в руках. Он победит. У него будет регистрация, а у митр. Виталия не будет ее, и ты останешься без регистрации». Я вынужден был ответить ему: «Катитесь от меня, раскольники, к кому угодно». Однако следования за Лавром у него почему-то не получилось. Вот такая истинность всех этих «осколков». Хотелось бы узнать, как собирается «митр». Агафангел «оздоровить» МП? А если это ему не удастся, то к кому должны переходить выходцы из МП? Наверное, под его омофор, потому что он «истиннейший». И еще: он будет принимать всех, видимо, оставляя в прежних их сонмищах, как о. Сергия Кондакова и других с ним с «двойным гражданством»? Тоже надо спросить и о приходе самосвятской БАПЦ в Австралии, украинских приходах из УПЦ-КП, УАПЦ? Такое уж их «принципиальное» стояние в истине, бескомпромиссность. Итак, надо сказать: объединения с теми, кто не в истине не может быть спасительным ни для Церкви, ни для каждого Православного христианина, ибо сказано: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмой? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас» (2 Кор.6,14-15.17). Спасительным может быть только присоединение к истинной Церкви, т. к. она есть «столп и утверждение истины» (1 Тим.3,15). Всем известно, что вне Церкви спасения нет. Но как обрести путь в нее? Теперь столько «церквей», что можешь переходить всю жизнь из одной в другую и не обрящешь ни благодати, ни спасительной истины. Найти истинную верную Богу Церковь является высшим счастьем, почему и Спаситель уподобляет это с обретением драгоценной жемчужины. И если нет вблизи прихода истинной Церкви, но знает ищущий спасения о существовании истинного епископа, то в своем неколебимом стоянии в истине, при чисто православной вере без всяких суеверий и заблуждений с упованием своей принадлежности к этой Церкви, человек пребывает в Царстве Божием. Остается такому желать и надеяться, что Бог приведет его в храм, где он будет окормляться и причащаться Святых Тайн. Хуже и погибельно иметь все, казалось бы, церковное в расколе или в МП. Всего лишь пару лет назад к нам примкнул заслуженный митрофорный протоиерей, бывший духовником и благочинным в МП Николай Стройков, прослуживший там 50 лет, и наконец, вышедший на нас через интернет. Его потрясло сознание того, что он прожил жизнь впустую. В детстве он остался сиротой, и воспитанием его занялась тетка монахиня с подругой. Ему уже тогда пришлось видеть лицо МП, преследовавшей его благодетельниц. Но деваться было некуда, и он служил в МП. Теперь идет именно к тому, как сказал Нектарий Оптинский старец, что «в последние дни перед пришествием Христовым она (Церковь) вся сохранится в таком виде: один православный епископ, один православный иерей и один православный мирянин… Ты обрати внимание на эти слова. Ты пойми: ведь это во всем мире». И благо тому, кто прилепится к ним. Скажу о себе. До сего дня я благодарю Бога и считаю себя счастливым, что Господь послал жить ко мне на три года Якова Федоровича Аркатова, сбежавшего из советских лагерей и скрывавшегося десять лет до этого прихода. Чрез него я познал глубины тайн бытия и был очевидцем множества чудес. Ни епископа, ни священника верных Богу мы не знали, но верили, что они есть в катакомбах и за границей, и надеялись, что в будущем Господь приведет нас к ним. Он говорил мне, что когда увидит царский флаг и двуглавого орла над Россией, тогда умрет. И увидел, хотя и без сопутствующего возрождения Православия. Умер он 7 августа 1991 года после дикого избиения, ворвавшимися врагами через окно в его избушку. Он не дождался всего лишь два года, когда его воспитанник вошел в священство верной Богу Церкви. Скажу в заключение конкретно: причиной трагедии, постигшей Российскую Церковь и Россию, является игнорирование той истины, которая заложена в пророчествах о нашем времени, особенно, в Апокалипсисе. Сергианства бы не случилось, если бы Сергий и его сторонники знали смысл Апокалипсиса, не отметали его. И все раскольники являются невеждами в эсхатологии, в итоге, противниками истины. И вот спрашивается: как же мы можем не интересоваться смотрением и волей Божией о происходящем в мире, в нашей стране и Церкви, в то время, когда пытаемся усмотреть волю Божию в нашем мелочном деле, а безумцы даже пытаются узнать ее в гадании или астрологии? И может ли сравниться наша критика большевизма, коммунистического социализма и сергианства МП с определением Божиим, записанным для нас в Апокалипсисе? Не более ли точно Господь раскрывает большевизм кроваво-красным зверем, социализм зверем, определяющим противящихся большевизму на неизбежную голодную смерть, а компромиссную Сергиевскую церковь МП – женой, упоенной кровью святых? Зная истину об этом, человек охотно не склонится к служению этой лжи. Великое благо быть в истине и верности ей! + Архиепископ Виктор (Пивоваров)
|