В чем исповедоваться?
«Благодать Святаго Духа нас собра и взем крест свой глаголем: Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне». Этим песнопением мы встречаем Господа при вхождении в Иерусалим (на Вербное воскресенье), этим песнопением мы постоянно выражаем нашу радость, что Господь нас собирает — для того чтобы в единении, всем вместе покаяться, раскаяться в своих согрешениях и просить у Господа очистить нас. Чтобы душа наша скорбящая устроилась, чтобы Господь дал нам на сердце радость и утешение, — а всё это даётся по благодати Духа Святого. «И Духа Твоего Святаго не отыми от мене», — просит пророк. Это самое основное, возлюбленные братья и сёстры, в нашей жизни. Эту радость мы должны ощущать как призывание Господне. Мы набираемся этой благодати прежде всего в храме на общей молитве. Сказал Господь: «Где двое или трое собраны во Имя Мое — там Я посреди них» (Мф.18,20). А где Господь, там и Дух Святой. Поэтому будем радоваться всегда и всегда повторять: «И так всегда с Господом будем» (1Фесс.4,17). Мы пшеница, собранная воедино, из пшеницы делается хлеб, и этот хлеб — Тело Господа Иисуса Христа. Поэтому Господь говорит: «Аз есмь с вами во все дни до скончания века». Он будет с верующими и в дни антихриста. Но во все времена для верующих один путь в Царствие Небесное — это покаяние. Господь говорит:«Покайтеся, ибо приблизилось Царствие Небесное!» (Мф.3,2). Покаяние открывает нам двери райские. И обновляет человека, человек делается новым человеком, ненавидит грех, старается делать добрые дела. Помните, как Господь на Кресте разбойника простил, который совершал тяжкие грехи. Он даже не мог просить прощения, он только сказал: «Помяни…» Эти слова были сказаны — оттого что он возненавидел свой грех. И для нас в покаянии самое главное — возненавидеть те грехи, которыми мы постоянно согрешаем. А то один молодой человек мне говорил: «Батюшка, мне никак не справиться, борет меня страсть». Так привлекает страсть человека, она кажется ему сладкой. А корни греха всегда горьки. Как в народе говорят, перед смертью человеку дают испить чашу горечи — он как бы вкушает истинный вкус своих грехов. Поэтому надо возненавидеть грех, только эта ненависть может нас избавить от грехов наших. Если же мы продолжаем жить в злобе, в безчестии, в ненависти, в зависти, то, как сказал Сирах, «в захудалую душу не внидет Премудрость Божия», то есть благодать Духа Святого. Поэтому надо стремиться к общественной молитве, нам может помочь молитва другого человека в храме. Потому что сказано: «Благодать Святаго Духа нас собра».
А то вот звонит мне мать: «Батюшка, помолитесь, сына судят». И слышу, он рядом с трубкой кричит: «Никаких мне молитв не надо, пусть она не ходит, не молится». Какое может быть ожесточение сердца!«Потому что возлюбили тьму, нежели свет!» (Ин.3,19). Так уже не переносят они молитву.
И нам надо молиться, чтобы и наша душа при жизни ещё не умерла. При погребении поётся: «Жива будет душа моя и восхвалит Тя». Нужно молиться, чтобы душа наша всегда имела Божии законы в совести своей, и тогда она не умрёт. А сколько соблазна в этом мiре «прелюбодейном и грешном» — и надо, чтобы совесть нас охраняла. Помоги Господи всем, чтобы жили вы все в мире, и святости, и покаянии. «Помилуй мя, Господи, по велицей милости Твоей» (Пс.50,1) — так молился пророк Давид. И мы требуем этой великой милости, потому что согрешаем: леностью, злобой, клеветой, осуждением, укорением, раздражением, в семьях не умеем жить дружно, клевету слушаем друг на друга, не хотим слушать о скорби другого человека, хотим только, чтобы нас слушали, слова бранные употребляем. Тут я хочу вспомнить один пример из Отечника. Проходили старец и ученик и около дороги нашли труп, который никто не погребал. Но когда они подошли, старец помолился и ощутил великое благоухание. И пока он стоял и молился, раздумывая, что это значит: разлагающийся труп должен смердеть, а он благоухает, — то получил извещение: этот человек в последнюю минуту перед смертью покаялся, и Господь, как чистый фимиам, принял его душу. И вот проезжает мимо всадник, одетый в драгоценные одежды, умащённый духами, а старец закрыл своё лицо и сказал: «Какое зловоние исходит от этого человека!» Человек этот ехал на грех.
Поэтому будем бояться не только грешить, но даже мыслить о грехе. Потому что в это время, когда мы только подумаем о грехе, мы в зловонии, мы смердим. Апостол Павел говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас» (1 Кор.3,16). А если Дух Божий не живёт в нас, то мы можем стать храмом Сатаны. Недавно я читал статью, там рассказывается об истории, которая произошла в городе Новозадонске. Старая женщина семидесяти пяти лет занималась сатанизмом и других привлекала к себе! Вот до чего может дойти человек! Вот какой страх! Как человек может потерять облик Божий!
И каждый день мы слышим, что творится: муж убивает жену, сын убивает мать. Поэтому бойтесь греха: входите в дом или выходите из дома, дети идут в школу или на работу, не забудьте сказать: «Господи, благослови», помолиться, чтобы Господь управил все пути наши. Работаем: «Господи, благослови, чтобы всё было на пользу». И эти прошения будут убивать нашу гордыню. А гордыня — самый главный грех современных христиан. Мы все воспитаны так, что постоянно думаем: «Я лучше знаю». А ведь сказано:«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4,6; 1Пет.5,5). Поэтому не впускайте в себя гордыню: «Я и пощусь, я и молюсь, десятину даю на храм». Господь же зрит не на лица, а на душу. Нам надо стараться делать как можно больше добрых дел, пока есть время. А то в старости, в болезни придёт время, когда мы уже не сможем ничего сделать. Как писал свт. Иоанн Сан-Францисский, на добродетель мы должны быть стремительны: надумал идти к больному — сейчас же иди, не откладывая, надумал помочь ещё чем-то — беги бегом, чтобы успеть. Наше доброе дело может привести в храм и наших неверующих родственников. Доброе слово может врагов сделать друзьями. А не так, как мы, думая, что мы защищаем Христа, начинаем ругаться, спорить с нашими ближними. А в дом нужно всегда нести любовь, мир. А если мы будем грубы, нетактичны, никогда наши родные не придут в храм. И всегда надо помнить, что не нам судить людей, а Господу. Да, это, может быть, плохой человек, но он может каяться в тот момент, когда мы о нём плохо говорим. Надо на себя смотреть. Мы ведь на каждой Литургии молимся: «И добраго ответа на страшном судилище Христовом просим».
|