Иногда можно услышать, что пост – это время благоприятное для очищения организма, когда человек не вкушая скоромную пищу, т. е. пищу животного происхождения, избавляет от нагрузки желудочно-кишечный тракт и избавляется от шлаков. Это мнение категорически неправильное.
Пост – это время усердной молитвы и покаяния, время очищения души от бремени греха. А воздержание от скоромной пищи способствует укрощению наших страстей – тех греховных привычек, которые уже стали нашей второй натурой. По учению святых отцов церкви «уничижая тело возвеличиваем дух». Поэтому на первом месте должен стоять на пост телесный – в питании, а пост духовный – в избежании всякого греха и борьбы со страстями.
Для православных пост это еще и исповедание веры. Великий пост самый строгий и предваряет Пасху – Светлое Христово Воскресение. Продолжается семь недель и состоит из двух постов: Четыредесятницы – в память о сорокадневном посте Спасителя в пустыне, и Страстной седмицы – недели, когда Святая Церковь вспоминает страдания Христа. Разделяют их между собой два не постных дня: Лазарева суббота (разрешается елей – масло растительного происхождения, вино и рыбья икра) и, так называемое в народе, Вербное воскресенье – праздник Входа Господня в Иерусалим (разрешается елей, вино и рыба).
Некоторые историки считают «четыредесятницу» установлением апостольским, но документального подтверждения этому мы не имеем. А вот святой Афанасий Великий в 331 году в своих «Праздничных посланиях» обращаясь к александрийцам (пресвитерам александрийской церкви) говорит о необходимости соблюдения этого поста, и научения этому паствы.